|
|
N°123, 12 сентября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бензин в костер классовой борьбы
Цены на нефть всколыхнули Европу
Воскресное решение стран ОПЕК увеличить с 1 октября добычу нефти на 800 тыс. баррелей в день вряд ли поможет европейским правительствам, столкнувшимся с "нефтяными бунтами". Протесты водителей, возмущенных ростом цен на горючее, вот уже вторую неделю бушуют в разных странах Старого Света. Однако обращены они не к экспортерам нефти, а к собственным правительствам.
Дело в том, что большую часть цены топлива составляют налоги. Например, в Великобритании на их долю приходится 80%. И потребители горючего -- водители-дальнобойщики, таксисты, фермеры -- и во Франции, и в Бельгии, и в Британии (отдельные акции проходят в Германии и Италии) добиваются именно налоговых послаблений. Тем самым они косвенно подтверждают правоту стран ОПЕК, которые на упреки государств-потребителей в дороговизне нефти отвечают предложением изменить неразумную, на их взгляд, налоговую политику.
Так или иначе, французским водителям, буквально парализовавшим страну на прошлой неделе, удалось добиться уступок от правительства, и в воскресенье они прекратили пятидневную блокаду нефтехранилищ и нефтеперерабатывающих заводов. Снижение налогов может составить более 15 тыс. франков в год на каждый грузовик. Общая сумма оценивается министерством транспорта более чем в миллиард франков. В свою очередь аграрии получили 360 млн франков от своего министерства. Министр сельского хозяйства Жан Главани согласился также выделить 100 млн франков тепличным хозяйствам и овощеводам, потребляющим большое количество солярки.
Рядовые французы, для которых снятие блокады означает возвращение к нормальной жизни, ничего не выиграли, а скорее наоборот. Цены на бензоколонках не изменились, а таксисты добились права повысить тариф на 4,5%, что ударит по карману обывателя.
Вдохновленные примером соседей и братьев по классу, бельгийские активисты профсоюза водителей грузовиков вчера перекрыли движение в центре Брюсселя и заблокировали нефтехранилища на юге страны. Они требуют снижения акцизов на бензин и введения специального тарифа на горючее, используемое "в профессиональных целях".
На Британских островах, где горючее -- самое дорогое в Евросоюзе, фермеры ведут пропаганду и агитацию среди водителей бензовозов с тем, чтобы те не доставляли нефтепродукты потребителям. В результате закрыто уже более 200 автозаправок. Правительство призывает население сохранять спокойствие и не делать запасов. Однако рассчитывать на скорое прекращение блокады, похоже, не приходится, речь пока идет лишь о расширении акций протеста. Британцы полны решимости добиться снижения налоговой составляющей цены бензина.
Тем не менее премьер-министр Тони Блэр твердо заявил вчера, что акции протеста против роста цен на горючее не окажут никакого влияния на налоговую политику правительства, а единственным способом остановить рост цен на энергоносители является прямое давление на ОПЕК. "В Великобритании подобные способы давления на политику правительства не пройдут, и пока решение этих вопросов зависит от меня, это будет именно так", -- сказал глава британского правительства на встрече с деловыми кругами. «В Британии решения принимаются на основе бюджетного планирования, а не посредством блокад», -- поддержал своего патрона министр финансов Гордон Браун.
Константин КОМКОВ, Париж, Максим МАКСИМОВ