|
|
N°111, 27 июня 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Наш народ устал от санкций»
Правительство СРЮ уже приступило к юридической процедуре экстрадиции в Гаагу экс-президента Милошевича, которая займет от 10 до 23 дней. Хотя решение о выдаче раскололо правительство, а социалисты грозят массовыми акциями, похоже, ничто уже не помешает международному трибуналу увидеть главного обвиняемого. После выдачи Милошевича и получения миллиардной помощи, обещанной Западом, Югославия станет наконец «как все», превратится в рядовую центральноевропейскую страну. Наш корреспондент Екатерина ЛАБЕЦКАЯ побеседовала с новым послом Югославии в Москве Данило ВУКСАНОВИЧЕМ, бывшим вице-премьером югославского правительства, видным функционером входящей в союзный кабинет Социалистической народной партии Черногории.
-- Господин посол, на вашем месте еще пару месяцев назад работал Борислав Милошевич, старший брат бывшего президента, очень близкий ему человек. Вы представляете новые власти, те самые, которые заключили Слободана Милошевича в тюрьму. Значит ли это, что и работа посольства при вас существенным образом изменится?
-- Вся наша внешняя политика меняется, не только в отношении России, но и всех стран. С прошлого октября в дипломатию приходят новые люди. Мы восстановили членство в международных организациях и интегрируемся в международное сообщество, конечно, при сохранении достоинства. Наш народ устал от всех санкций, эмбарго...
-- А с вашим предшественником у вас были контакты?
-- Нет.
-- В прежней должности министра экономики Югославии вам, конечно, приходилось заниматься российско-югославскими долгами, которые омрачают наши отношения уже десятилетие.
-- Да, я много этим занимался, это очень сложная проблема. После распада СССР и бывшей Югославии Москва осталась должна Белграду 1 млрд 461 млн долларов. Пока действовали санкции в отношении СРЮ, мы очень задолжали за российский природный газ -- порядка 260 млн долларов. В этот тяжелый период мы встречали понимание России, что давало нам возможность нормально работать, хотя мы были заблокированы со всех сторон. За время санкций наша экономика ослабла, и мы стараемся ее восстановить, чтобы обслуживать наши долги. Недавно в Белграде прошла встреча сопредседателей Межправительственного российско-югославского комитета по торговле, экономическому и научно-техническому сотрудничеству Александра Дондукова и Миролюба Лабуса. В делегацию президента Путина, который недавно побывал в Белграде, входил и глава «Газпрома» Алексей Миллер. Есть добрая воля сторон найти взаимоприемлемые решения.
-- Какое решение, на ваш взгляд, наиболее целесообразно?
-- Денег для оплаты долга по газу у нас, к сожалению, сейчас нет. Но возможна оплата поставками наших товаров или путем привлечения наших строителей в Россию. С другой стороны, Россия могла бы участвовать в восстановлении наших энергетических объектов или поставках на них оборудования. Ведь многие из объектов строили российские специалисты. Финансировать эти работы могла бы сама российская сторона в счет долга перед Югославией. Где-то через месяц пройдет заседание Межправительственного российско-югославского комитета по торговле, экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Думаю, мы найдем решения. Сотрудничество между Россией и Югославией будет активно развиваться, потому что наши интересы совпадают в очень многих сферах.
-- На этой неделе должна начаться международная конференция доноров, которые могут выделить на восстановление Югославии миллиард долларов. Вы ждете помощи от Запада?
-- После перемен в нашей стране были определенные дотации, в частности энергетические в прошедший зимний период. Но пока в общем-то денег нет, не идут инвестиции на развитие и восстановление разрушенных объектов. Доноры ставят условие -- сотрудничество с Гаагским трибуналом. Но это шантаж! Агрессия против СРЮ не имела ни моральных, ни законных оснований. Разрушена страна, убито много граждан. И, по-моему, даже Запад сейчас это понимает. Просто большие и сильные не хотят в этом признаться.
-- Запад пошел на существенное расширение контактов с Югославией. Югославские войска вошли в зону безопасности вдоль административной границы Косова. Путь Белграда, видимо, предопределен -- в ЕС, а потом, может быть, и НАТО?
-- Есть разные мнения. Это долгая история. А что касается возвращения в зону безопасности... Дело-то в том, что за два года присутствия в Косове и Метохии международное сообщество так и не справилось с порученным делом. Триста тысяч сербов просто изгнаны из Косова, край этнически очищен от сербов. А что творится в Македонии? Мир должен ясно сказать, что происходит на самом деле. Речь идет о завоевании территории со стороны Албании. Мы всегда это говорили.
-- Но Республика Албания осуждает терроризм.
-- Еще с прошлого века мечта всех албанцев -- создать Великую Албанию. Это и сейчас их цель, несмотря на официальные заявления Тираны. Думаю, что они проявляют понимание к террористическим акциям, проводимым албанцами в Косове и Метохии, и международное сообщество должно сказать правду об этом: что это не экстремисты, а настоящие террористы, суть того, что они делают, -- завоевание территории, а не борьба за права человека.
-- Вы встречались с коллегами из посольства Албании?
-- Нет, я еще меньше месяца в Москве. У меня будут контакты с диппредставительствами разных стран, конечно, я начну с дуайена. Когда придет очередь посольства Албании -- еще посмотрим.
Беседовала Екатерина ЛАБЕЦКАЯ