Время новостей
     N°204, 05 ноября 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.11.2004
«Кто-то из нас лишний в этой квартире»
Бороться с Булгаковым на лестничной площадке бесполезно
На днях столичные власти окончательно определились с «нехорошим» квартиросъемщиком в доме №10 на Большой Садовой улице. Распоряжением столичного мэра Юрия Лужкова легендарная булгаковская квартира передана в оперативное управление управе Пресненского района «для организации деятельности по пропаганде и изучению творчества Михаила Булгакова в России и за рубежом». Современная «нехорошая квартирка» на четвертом этаже фактически представляет собой уже не одну, а две квартиры -- №41 и №50 общей площадью 241,7 кв. метра. Тем же распоряжением определяется и организация, которая в доме на Большой Садовой будет пропагандировать и изучать творчество Мастера. Это Региональный общественный фонд содействия возрождению и развитию культуры -- фонд имени Михаила Булгакова, которым руководит Мариэтта Чудакова.

Сейчас даже детям известно, что квартира №50 «давно уже пользовалась если не плохой, то, во всяком случае, странной репутацией». Со времен Булгакова эта репутация, еще больше запятнанная г-ном Воландом, ничуть не улучшилась. В частности, в последние годы претендентов на ключи от нее и от булгаковского «бренда» было несколько, и отношения между ними не были дружественными. Таким образом, своим распоряжением мэр поставил точку в споре о том, кто в столице главный по Булгакову. Причем, как объяснил корреспонденту «Времени новостей» председатель комиссии по образованию Мосгордумы Евгений Бунимович, булгаковские квадратные метры передаются фонду не навсегда, а именно в управление, на время, пока фондом руководит г-жа Чудакова. «Булгаковскому фонду квартира была передана уже давно, -- рассказал он. -- С тех пор там был сделан ремонт, помещения приведены в порядок, и теперь распоряжением мэра за ним официально закреплены права».

Г-н Бунимович напомнил, что из квартиры №50 никогда нельзя было сделать полноценный музей или традиционный культурный центр по той простой причине, что все эти годы она продолжала находиться в жилом доме. Молодые люди, которые приходили и приходят в легендарный подъезд целоваться, пить вино или в порыве чувств что-нибудь написать на стенах, были и остаются наказанием для местных жильцов. По словам г-на Бунимовича, и в этот раз жильцы пытались протестовать против организации культурного центра, но он считает, что это бессмысленно: и реальная квартира, и подъезд давно стали частью культурной жизни. Поэтому логичнее всего ввести этот интерес в нормальное русло, как это, например, недавно попытались сделать с рисовальщиками на стенах в подъезде, устроив им конкурс в специально отведенном месте на специальных щитах. «Можно бороться с чем-то конкретным, -- объяснил депутат Мосгордумы, -- например, с управой, но с Булгаковым бороться невозможно. Квартира эта нехорошая навсегда, и сделать ничего нельзя. Поэтому культурный центр здесь должен быть». Однако жильцов пощадили в другом: музея в обычном понимании -- а вот здесь Степа Лиходеев пытался определить, надеты ли на нем брюки, а здесь качался на люстре кот Бегемот -- все-таки не будет. «Экскурсии в квартиру, думаю, будут возможны, но только по предварительному согласованию с культурным центром. Это не музей», -- сказал г-н Бунимович.

Сейчас же, по его словам, в «нехорошей квартирке» вполне традиционная офисная обстановка, где находятся архивы, книги и художественные работы, связанные с Булгаковым. «Булгаков -- фигура актуальная до сих пор, у нас много и профессиональных его исследователей, и любителей-энтузиастов, -- сказал он. -- Не обязательно, чтобы ученые работали именно на Большой Садовой, важно, чтобы отсюда шел импульс».

Ирина БЕЛАШЕВА