|
|
N°110, 26 июня 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Борис Нуралиев: Я отказался от «гола престижа»
На рынке деловых и игровых компьютерных программ происходят серьезные перемены, о которых газете «Время новостей» рассказал Борис НУРАЛИЕВ -- директор фирмы "1С", одной из ведущих российских компаний -- разработчиков и издателей программных продуктов.
-- Наверно, вы не могли не воспользоваться случаем и во время встречи в Кремле подарили Владимиру Путину одну из игровых программ «1С»?
-- Нет, не подарил. Это выглядело бы как промоушн моей фирмы, а нас позвали говорить об индустрии в целом. Так что я решил на себя одеяло не тянуть. Поскольку это был бы "гол престижа", не более... Я к президенту за другим ходил. Чтобы снять экспортные рогатки, пиратство в стране серьезно уменьшить.
-- А правда ли, что пираты начинают превращаться в крупнейших легальных дистрибьюторов? Говорят, что теперь под (или над) каждым пиратом есть совершенно «белая», законная контора, которая, например, легально работает с вашими игрушками.
-- У большинства пиратов нет убеждения, что нужно обязательно делать бизнес только криминально. Есть, конечно, принципиальные отморозки, но основная масса -- обыкновенные циничные бизнесмены. Если им легальные продажи приносят нормальные деньги, они создают «белые» конторы на деньги от «черных». Или наоборот. Страшнее, когда они объединяются и начинают с "белыми" конторами творить безобразия. Например, печатать выжимки из нашей документации в государственных типографиях, ставить логотипы зарегистрированных издательств.
-- Я слышал, что перед запуском ваших игр вы даже извещаете пиратов по электронной почте: не старайтесь, начинается массовое тиражирование. Это правда?
-- Это правда, только она сильно "романтизирована". Мы же не пиратов, а весь рынок оповещаем. Все гораздо проще и открытее. И пираты знают, и милиция. А главное -- покупатель знает. Многие уже понимают, что надо поддерживать отечественных программистов, и не покупают пиратскую копию, нашу ждут. Это их в собственных глазах поднимает.
-- Несколько лет ваша статистика свидетельствовала, что хотя в штуках вы выпускаете гораздо больше «игрушек», чем учетных и управленческих программ, последние приносят гораздо больше денег. Однако если в прошлом году денежное соотношение делового и игрового софта было 1:10, то сейчас -- 1:4. Настанет ли момент, когда доходы от игр превысят доходы от деловых программ?
-- Надеюсь, что это произойдет. В России насчитывается чуть больше миллиона предприятий. На них установлено около 8 млн компьютеров. На 20% из них наверняка стоит наша «1С. Бухгалтерия». Рынок заметно -- на десятки процентов -- заполнен. А домашний рынок... В стране 70 млн семей, а у них меньше 2 млн копьютеров. Тут может быть фантастический рост. На предприятиях количество машин не может увеличиться в десять раз, а у населения -- вполне. Если не будет какой-нибудь разрухи или кризиса, когда люди тратят деньги только на еду.
-- Недавно «1С» заключила альянсы с компанией Logrus (один из ведущих российских «переводчиков» софта, известный, например, локализацией всех последних версий Windows. -- Ред.) и TAKE2 Interactive (крупный западный издатель игр. -- Ред.). Почему два этих союза связаны между собой, ведь вы уже сотрудничаете, например, с сильным локализатором Nival Interactive?
-- TAKE2 -- разработчик и издатель, который входит в тройку самых сильных в мире. А Logrus -- хороший переводчик. Конечно, Nival или Snowball -- тоже сильные фирмы. Мы со многими работаем. Практически все сильные игровые команды сотрудничают с «1С». Это значит, что у нас есть репутация надежного партнера, который не тянет одеяло на себя.
-- Но ведь разработчик, локализатор, издатель находятся у «входа» на рынок. Важны и способы выхода на массового потребителя, а тут более изобретательны ваши конкуренты. После кризиса первый «джевел» (дешевая версия игры. -- Ред.) появился у «Буки», в этом году DVD-коробка (нечто среднее между «экономичной» и подарочной версией. -- Ред.) у них же. Тут вы запаздываете.
-- Мы крупная неторопливая фирма. Когда мы, например, выходили на рынок бухгалтерских программ в апреле 1992 года, все основные нынешние игроки уже были на рынке. Зато после нас никто в него уже не вписался, хотя вкладывали большие ресурсы. Когда мы выходили на рынок домашнего мультимедийного софта, там уже развернулся «Кирилл и Мефодий». Почувствовал, создал, развил рыночную нишу.
-- Значит, они берут на себя риск, а вы идете за ними?
-- Зато если входим, то всерьез. Работаем рентабельно и уже не уходим.
-- Скажите, почему вы всегда отрицательно отвечаете, когда вас спрашивают о перспективе преобразования вашей компании из ЗАО в публичную? Многие ваши коллеги к этому стремятся. А вам не нужны инвестиции?
-- Один из шести принципов работы "1С" -- "работать рентабельно", и нам это удается. Другой, в китайском духе, -- "опираться на собственные силы". Вообще традиционные информационные технологии -- не очень капиталоемкий сектор индустрии: фирмам, работающим в нем рентабельно, обычно хватает собственных средств. Мозги здесь решают гораздо больше, чем деньги. Для нас сейчас развитие бизнеса связано в первую очередь не с решением финансовых проблем, а с дальнейшим повышением организованности, управленческой грамотности, четкости работы. У меня есть несколько идей, и мы продолжаем привлекать новые команды высококвалифицированных специалистов, которые могли бы эти идеи реализовать, "поднять" новые направления и вести их с высокой степенью самостоятельности.
Беседовал Александр ЛЕВИНСКИЙ