Время новостей
     N°204, 05 ноября 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.11.2004
Больше нефти и контейнеров
РЖД намерены самостоятельно устанавливать тарифы
Железнодорожники внесли предложения по дерегулированию тарифов на грузовые перевозки в Федеральную службу по тарифам. Об этом сообщил на вчерашнем брифинге глава Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (филиал РЖД) Иван Беседин. В РЖД ожидают, что решение по грузовым тарифам будет принято до конца года.

РЖД хотят получить право самостоятельно устанавливать тарифы в тех секторах, где есть конкуренция. Но прежде Федеральная служба по тарифам (ФСТ) должна подготовить методику для определения этих сегментов, говорит г-н Беседин. Должны быть альтернативные перевозки другими видами транспорта, а в рамках одного направления -- альтернативные РЖД частные перевозчики. При этом доля каждого перевозчика в том или ином сегменте, считают в РЖД, не должна превышать 35%. В результате дерегулирования в конкурентных сегментах, уверяют в компании, качество транспортного обслуживания повысится, а цены на перевозки снизятся.

Отвечая на вопрос «Времени новостей» о том, какие же сегменты предлагает дерегулировать РЖД, г-н Беседин указал на контейнерные перевозки, где есть конкуренция с автомобильным транспортом. Речь, по его словам, идет не о «массовых грузах на дальние расстояния, поскольку в этом секторе РЖД и так останется бесспорным монополистом, а о грузах первого класса» (к таковым относятся каменный уголь, кокс каменноугольный, нефелиновые руды и их концентраты, бокситы и руды алюминиевые, руды и концентрат цветных металлов, пиломатериалы, лесоматериалы и др.). Кроме того, в РЖД предлагают дерегулировать тарифы по отдельным направлениям в период навигации, когда возить груз по рекам намного дешевле.

Но прежде всего железнодорожники считают необходимым отпустить тарифы на перевозки нефти и нефтепродуктов. Доля РЖД в сегменте нефтепродуктов составляет как раз 35%, и, судя по словам г-на Беседина, железнодорожников этот показатель совсем не устраивает. Правда, он тут же оговорился, что с учетом трубопроводного транспорта доля РЖД составляет около 10%. Глава РЖД Геннадий Фадеев ведет переговоры с ЛУКОЙЛом о поставках нефти в Китай и заявляет о готовности перевозить сегодня 15 млн тонн с перспективой увеличения объема до 50 млн тонн. Впрочем, в компании Вагита Алекперова не торопятся заключать соглашение с РЖД, поскольку из-за высокого тарифа перевозки становятся нерентабельными. Г-н Фадеев уже пообещал нефтяникам снизить тарифы и даже направил на днях письмо в Минэкономразвития с соответствующей просьбой (см. «Время новостей» от 22 октября). Пока же, как сообщили вчера в ЛУКОЙЛе, если транспортировка тонны нефти по трубопроводной системе «Транснефти» обходится в 10--12 долл., речным транспортом -- 35--40 долл., то по железным дорогам -- 45--60 долларов.

По мнению экспертов нефтяного агентства Argus, дерегулирование железнодорожных тарифов в принципе целесообразно, особенно в сложившейся ситуации, когда повышение экспортных пошлин вместе с высокими тарифами на перевозки привело к оттоку экспортной нефти с железных дорог. Однако только в том случае, если РЖД действительно будет снижать тарифы, а не увеличивать их. Поэтому обязательно должен быть «потолок», выше которого РЖД тарифы поднимать не смогут. Сейчас же непонятно, как будет осуществляться дерегулирование. Вчера г-н Беседин лишь отметил, что есть несколько вариантов, и один из них -- установить коридор плюс-минус 30% от госцены.

Ряд опрошенных вчера «Временем новостей» крупных нефтяных компаний сомневаются в том, что РЖД будет пользоваться правом самостоятельно устанавливать тарифы только с целью их понижения. Вице-президент Ассоциации экспедиторов Сергей Лопарев считает, что РЖД будет просто невыгодно повышать тариф на нефтеперевозку, поскольку половина подвижного состава для нефтепродуктов находится в собственности нефтяных компаний.

Яна ГОДОВАНАЯ