|
|
N°204, 05 ноября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Китай не хочет на готовенькое
Поднебесная становится покупателем авиастроительных технологий
Конкурентная борьба за присутствие на авиационном рынке Китая будет все больше определяться готовностью иностранных поставщиков передавать этой стране производственные технологии. Это показал авиасалон Airshow China 2004, завершающийся на этой неделе в специальной экономической зоне Чжухай. Причем если сейчас в области военной авиации Россия является почти эксклюзивным поставщиком Пекина и наша готовность делиться с Поднебесной соответствующими технологиями ограничивается исключительно нашими же политическими соображениями, в будущем могут появиться и другие ограничители. Западноевропейские авиастроители активно вовлекают Китай в свою сферу интересов. И частью мер по укреплению этого намечающегося альянса может стать отмена действующего с конца 1980-х годов эмбарго на поставку оружия из Европы в Китай.
О постепенном изменении характера российско-китайской торговли авиатехникой в дни чжухайского салона заявил руководитель департамента обороной промышленности Минпромэнерго России Юрий Коптев. Он сказал, что схема «продавец--покупатель» в этой торговле все больше уступает место отношениям партнеров, совместно разрабатывающих крылатые машины. Изменение происходит по инициативе китайской стороны, которая стремится развить собственный авиастроительный потенциал и требует, чтобы российские партнеры приняли в этом участие.
Именно этим многие эксперты объясняют приостановление отгрузки сборочных комплектов истребителя Су-27СК из России в Китай в соответствии с соглашением о лицензионном производстве этой машины, заключенным в 1996 году (см. «Время новостей» от 2 ноября 2004 года). За прошедшие годы в России проведена модернизация этого самолета, значительно повысившая его боевые возможности. Китайцы, весьма вероятно, предпочли бы в рамках действующего контракта получать более новую и современную модель истребителя.
Представители российской делегации в Чжухае опровергли информацию о приостановлении контракта по Су-27СК. Заместитель генерального конструктора ОКБ «Сухой» Алексей Кнышев следующим образом объяснил агентству АРМС-ТАСС задержку поставок комплектов Су-27СК. Уже поставленных 105 комплектов, по его словам, хватит, чтобы обеспечить сборочный завод в Шэньяне работой на два с половиной года. Китайцы просто не хотят создавать избыточных складских запасов.
Контракт по Су-27 практически выполнен, заявил тому же агентству начальник департамента ВВС «Рособоронэкспорта» Александр Михеев, уточнив, что в первой части этого контракта речь шла о поставке только 105 комплектов. Оставшиеся 95, по словам г-на Михеева, Россия тоже хотела бы продать Китаю. Но решение по этому поводу всецело зависит от китайской стороны. Однако ни г-н Кнышев, ни г-н Михеев не стали отрицать, что помимо всех прочих причин пауза в исполнении контракта связана с интересом Китая к новой модернизированной версии самолета. «Мы понимаем, что технический облик самолета Су-27, собирающегося в Шэньяне, был определен и передан китайской стороне в 1996 году, -- сказал г-н Михеев. -- За прошедшие годы, безусловно, элементная база, некоторые комплексы и системы претерпели изменения. Модернизированный вариант по своей боевой эффективности на 50% превосходит Су-27, собирающийся по лицензии. Поэтому понятно размышление китайской стороны по поводу закупки оставшихся 95 комплектов в прежнем виде, хотя официально свою точку зрения на этот счет китайская сторона пока не высказывала. Что же касается модернизированного варианта, то здесь необходимы соответствующие согласования. Это совершенно новая тема, новый контракт и, может быть, новое межправительственное соглашение».
В этом году многие российские (а также украинские) предприятия представили в Чжухае не готовые летательные аппараты, а приборы, которые могут быть установлены на машинах, проектируемых в Китае, либо услуги по проведению соответствующих научно-исследовательских работ.
Как сообщил «Времени новостей» исполнительный директор научно-производственного комплекса «Технокомплекс» Владимир Петров, его фирма привезла на Airshow China 2004 новый прицел -- устройство, которое выводит разнообразную информацию непосредственно на стекло пилотской кабины, позволяя летчику не отвлекаться от управления машиной. Этот агрегат предлагается установить на каком-нибудь из истребителей китайской разработки.
ОКБ им. Яковлева провело в Чжухае переговоры о своем участии в создании нового китайского сверхзвукового тренировочного самолета L-15.
Киевское АНТК им. Антонова, как сообщил «Времени новостей» заместитель главного конструктора этого предприятия Александр Кива, участвует в модернизации китайских транспортных самолетов Y-5 и Y-8. Благо эти машины представляют собой местные аналоги Ан-2 и Ан-12, разработанные еще при жизни конструктора Антонова.
Тезис о неизбежности совместного с китайцами проектирования разделяют в нашем авиапроме не все. Тем не менее западные партнеры Китая двигаются приблизительно в этом направлении. На чжухайском салоне европейский авиастроительный гигант Airbus объявил о намерении открыть свой инженерный центр в Китае. По политически причинам речь о сотрудничестве Европы с китайцами в разработке оружия пока не идет. Однако европейские оружейные компании активно добиваются отмены эмбарго на продажу вооружений в Поднебесную. Если это произойдет, Россия сразу получит мощнейшего конкурента на рынке, на котором мы пока являемся привилегированными партнерами.
Михаил КУКУШКИН, Чжухай