|
|
N°203, 04 ноября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
День народной путаницы
Объяснить, почему 4 ноября должен стать выходным, может только РПЦ
Вчера исполнительная власть впервые официально поддержала инициативу депутатов Госдумы об изменении числа праздничных дней. Вице-премьер федерального правительства Александр Жуков подписал заключение о том, что отмена 7 ноября (Дня согласия и примирения), введение нового «Дня народного единства» (4 ноября), а также законодательное закрепление новогодних каникул в период с 1 по 5 января и ликвидация как праздника Дня Конституции (12 декабря) «не противоречат Конституции Российской Федерации и нормам трудового законодательства». Теперь законопроекту, кардинально меняющему привычный россиянам праздничный график, фактически дан зеленый свет. Отменить 7 ноября и День Конституции Государственная дума может уже 10 ноября, и не исключено, что законопроект будет одобрен сразу в трех чтениях.
Против пятидневного празднования Нового года, плавно переходящего в православное Рождество (7 января), никто не возражает. Это только легализует реальное положение дел -- ныне в России для большей части населения первая половина января является сплошным застольем, иногда прерываемым выползками на рабочее место. Однако отмена 7 ноября и 12 декабря вызвала споры. Но еще больше сомнений вызывает назначение 4 ноября Днем народного единства. Авторы законопроекта предполагают, что в этот день народ будет отмечать память об освобождении Москвы от польско-литовских интервентов в 1612 году. Но на самом деле с 4 ноября далеко не все понятно: если тщательно разобраться, то к годовщине освобождения российской столицы ополчением Минина и Пожарского эта дата отношения практически не имеет.
Вообще-то назвать точный день, когда десятитысячное войско ополченцев выбило поляков из Первопрестольной, непросто. Отряды Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского подтянулись от Ярославля к Москве еще в июле-августе 1612 года. Польский гарнизон оказался заперт в Кремле и Китай-городе. 22--24 августа в районе Новодевичьего монастыря было разбито войско гетмана Ходкевича, шедшее на подмогу осажденным. Но вплоть до конца октября засевшие в центре Москвы поляки отбивали атаки ополчения. Лишь 22 октября 1612 года казачьи отряды Трубецкого выбили интервентов из Китай-города, а 26 (по другим данным -- 27) октября Минину и Пожарскому сдались последние остатки поляков, оборонявших Кремль.
Все даты здесь указаны по старому стилю -- юлианскому календарю. Но Россия с 1918 года живет по более точному, григорианскому календарю, и все светские праздники мы отмечаем «по новому стилю». Так, отменяемый День согласия и примирения приходится на 7 ноября, хотя Октябрьская революция 1917 года началась в Петрограде 24 октября -- еще по юлианскому летоисчислению. И для того чтобы выяснить, когда именно следует отмечать освобождение Москвы от польских интервентов, нужно старые, юлианские даты перевести в современные, григорианские.
Тонкость же в том, что если сейчас разница между старым и новым стилем достигла 13 суток, то в XVII веке она составляла всего десять дней. И 26 октября 1612 года по юлианскому календарю, когда был взят Кремль, соответствует 5 ноября по новому стилю. Впрочем, гораздо чаще считают, что освобождение Москвы произошло 22 октября, когда ополченцы вошли в Китай-город. По нынешнему, григорианскому календарю это 1 ноября. А то самое 4 ноября, которое собираются праздновать депутаты, -- некая странная промежуточная дата, когда Минин и Пожарский уже три дня как взяли Ильинку и Варварку, но еще не добрались до кремлевских соборов.
Судя по всему, календарная неувязка появилась из-за того, что проект о переносе праздников был инициирован представителями Русской православной церкви. В церковном календаре РПЦ взятие Москвы отмечается как день празднования Казанской иконы Божией Матери -- 22 октября. Именно под этим образом шло в бой ополчение гражданина Минина и князя Пожарского. Однако православная церковь не приняла светскую реформу 1918 года, инициированную большевиками, и до сих пор продолжает жить по старому, юлианскому календарю. А поскольку сейчас разница между календарями составляет уже 13 дней, то и праздник Казанской иконы отмечается православными верующими 4 ноября, на три дня позже «светской» годовщины.
Получается, что если Госдума примет вариант переноса праздничного дня с 7 на 4 ноября, то под названием «День народного единства» сугубо религиозная дата почитания Казанской иконы станет общефедеральным светским выходным. До сих пор единственным православным праздником, получившим светское признание, было Рождество. Статус праздничного дня был дан 7 января еще в начале 90-х годов прошлого века, когда вместе с крушением Советского Союза началось возрождение религиозной жизни. Теперь, когда отношения между Московской патриархией и Кремлем день ото дня становятся все более дружелюбными, российское православие, похоже, смогло добиться светского признания еще одного своего праздника.
Владимир ДЗАГУТО