|
|
N°203, 04 ноября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Airbus предлагает Китаю риски
Европейское авиастроение нуждается в юанях
Европейский авиастроительный концерн Airbus рассматривает Китай уже не только как рынок сбыта, но и как потенциальный источник финансирования новых конструкторских разработок. Президент китайского филиала Airbus Лоренс Баррон заявил, что концерн предложил Китаю стать «партнером, разделяющим риски» в создании одного из будущих европейских самолетов. При этом китайцам придется принять на себя ответственность как минимум за 10% стоимости соответствующего проекта.
Г-н Баррон, который по совместительству является старшим вице-президентом всего концерна Airbus, сделал это заявление во время проходящего сейчас в специальной экономической зоне Чжухай авиационного салона Airshow China-2004. Одновременно он выразил глубокое удовлетворение по поводу того, как развиваются продажи самолетов Airbus в Китай и поставки деталей для европейских заводов концерна из Китая. К концу сентября в авиакомпаниях Китая (включая специальные районы Гонконг и Макао) насчитывалось 257 самолетов производства Airbus, сообщил г-н Баррон. И только в текущем году китайские авиакомпании заказали у европейского концерна 50 новых самолетов. Сейчас продукция Airbus составляет примерно 30% гражданского воздушного флота Китая. «Мы стремимся занять как минимум 50% рынка в Китае, как мы уже сделали это в других частях мира», -- сказал г-н Баррон.
В то же время Airbus увеличивает закупку деталей и комплектующих в Китае. В октябре этого года, во время визита французского президента Жака Ширака, концерн подписал с китайскими поставщиками соглашение, предусматривающее, что к 2010 году объем таких закупок достигнет 120 млн долл. в год. Сейчас Airbus ежегодно получает из Китая комплектующих на 15 млн долларов.
В Чжухае Airbus устами г-на Баррона пообещал открыть в Китае инженерный центр, на котором к концу 2008 года должны трудиться около 200 местных специалистов. За образец планируется принять аналогичный центр, созданный концерном несколько лет назад в США.
Еще один центр -- тренировки персонала и поддержки клиентов -- уже открыт в Пекине. Он обошелся Airbus в 80 млн долл. Все эти капиталовложения концерна окупятся сторицей, если ему удастся заполучить Китай в «партнеры, разделяющие риски». Г-н Баррон отказался ответить на прямой вопрос журналистов, не в программу ли А350 приглашают китайцев. Он лишь сказал, что Китай мог бы поучаствовать в «будущей программе по созданию самолета нового поколения».
Однако, именно присоединившись к проектированию этого самолета, Китай, не обладающий собственной индустрией строительства дальнемагистральных самолетов, мог бы внести решающий вклад в конкурентную борьбу между европейскими и американскими авиастроителями.
А350 задуман европейцами как прямой конкурент «экономичного» лайнера Boeing-7E7, разрабатываемого сейчас в Америке. Конструкторская гонка за первенство в этом новом классе коммерческих самолетов обещает быть дорогостоящей. Airbus официально оценивает стоимость программы А350 в 2--3 млрд долл. В октябре президент Airbus Ноэль Форжар объявил, что концерн просит у Европейского союза финансовой помощи в размере 33% стоимости программы, т.е. на 0,7--1 млрд долл. Выделение таких денег именно сейчас будет для ЕС непростым политическим решением, поскольку США как раз подняли скандал по поводу государственных субсидий европейскому авиастроению и вынесли проблему на рассмотрение Всемирной торговой организации. В этом контексте китайские финансы были бы европейцам очень кстати. Исходя из объявленной г-ном Барроном пропорции, Airbus может ожидать от китайского «рискового партнера» как минимум 200--300 млн долларов.
Михаил КУКУШКИН, Чжухай