|
|
N°203, 04 ноября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Глядящие вместе
Мосгордума подправила "закон о стукачах"
Добровольные помощники милиции в Москве окончательно встроены в вертикаль власти. Тем самым робкие надежды на то, что возрождение в городе народных дружин и общественных пунктов охраны порядка даст еще и возможность жителям столицы контролировать работу милиции, окончательно рухнули. Власти продемонстрировали, что для борьбы с терроризмом и правонарушениями от москвичей им нужны лишь добровольцы, готовые за скромное вознаграждение нести дежурство на улицах и немедленно доносить обо всех подозрительных личностях. Вчера депутаты Мосгордумы внесли существенные поправки в принятый в январе закон «Об общественных пунктах охраны порядка» (ОПОП), более известный у горожан как «закон о стукачестве», поставив эти структуры в полную зависимость от исполнительной власти.
Напомним, что столичный закон об ОПОП, принятый после серии терактов в Москве, был призван не только повысить эффективность работы милиции общественной безопасности, но и поставить ее под контроль гражданского общества. Однако с самого начала было видно, что вторая цель не является главной ни для авторов закона, ни для властей. Поскольку досконально в документе была прописана лишь структура воссоздаваемых пунктов охраны порядка, активисты которых должны помогать милиции бороться с правонарушениями и за вознаграждение сообщать в компетентные органы обо всех подозрительных личностях, живущих по соседству. Руководителям пунктов из числа наиболее активных общественников даже был назначен небольшой оклад из бюджета города.
Законопроект этот вызвал разногласия не только в этической, но и юридической сфере. С этикой разобрались быстро -- на фоне возрастающей террористической угрозы москвичи и депутаты Мосгордумы быстро согласились на то, чтобы выплачивать вознаграждение наблюдательным пенсионерам и прочим бдительным горожанам. Однако, согласно Конституции, вопросы общественной безопасности отнесены к предметам ведения местного самоуправления. Юрий Лужков, естественно, не мог согласиться с тем, чтобы добровольные помощники милиции подчинялись неподконтрольным ему муниципалитетам. Тем более что и столичный закон о местном самоуправлении это запрещает. Градоначальник потребовал отдать ОПОПы в ведение префектур.
В результате столичным законодателям пришлось несколько месяцев искать компромисс между желаниями мэра и требованиями Конституции. Найти его удалось только сейчас. По инициативе председателя комиссии Мосгордумы по безопасности Инны Святенко в закон были внесены поправки, предусматривающие создание некоего координирующего органа -- Московского городского совета общественных пунктов охраны порядка. Отныне ни о какой самодеятельности ОПОПов как общественных организаций не может быть и речи -- все 654 пункта будут подотчетны городскому совету, члены которого будут назначаться правительством Москвы и не только получать фиксированную зарплату, но и распределять средства, выделенные из бюджета на общественную безопасность. По словам депутатов, заместитель мэра Юрий Росляк обещал предусмотреть на эти цели в проекте бюджета на будущий год 160 млн рублей.
Александр ГУДКОВ