|
|
N°203, 04 ноября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Вечный абитуриент
Россия может не поступить в ВТО
В этом году наконец стало казаться, что процесс присоединения России к Всемирной торговой организации вышел на долгожданную финишную прямую. Завершены переговоры с такими важными партнерами, как Евросоюз и Китай. Более того, по оценкам Минэкономразвития, уже в ноябре число высказавшихся за присоединение России может перевалить за половину участников переговорного процесса.
В связи с этим конец 2005 года все чаще называют как реальную дату "поступления". Однако все не так просто. Противоречий внутри переговорного процесса меньше не становится.
На сегодняшний день российская позиция такова. Средневзвешенный импортный тариф на промтовары предлагается снизить с 16,5 до 7,6--7,8%. Тариф на сельхозпродукцию -- с 21 до 18%. Уровень государственных сельскохозяйственных субсидий колеблется в районе 12--14 млрд долл. в год. К тому же Россия готова присоединиться ко всем обязательным соглашениям ВТО без всяких изъятий. Но, как признал источник в правительстве, Россия больше не собирается уступать ни в чем. «Другим странам пора понять: больше, чем получил Евросоюз, не получит никто», -- заявил источник "Времени новостей". Таким образом, переговоры, как это уже не раз бывало, могут вновь зайти в тупик.
Теперь появились новые камни преткновения. Всего их, по оценкам правительственного источника, пять-шесть, но каждый способен навсегда оставить Россию за дверями ВТО. Среди таких требований, например, обнуление пошлин на самолеты и авиационную технику. Россия не в состоянии согласиться, так как это просто убьет отечественный авиапром. Он, правда, и так еле жив, за прошлый год было собрано всего шесть самолетов. Также в Москве категорически не согласны с полным доступом к нашим сырьевым ресурсам. А в Вашингтоне недовольны тем, как у нас борются с производством пиратских дисков. Появляются и новые заявки. На днях американская сторона заявила о требовании полностью либерализовать рынок финансовых услуг.
К тому же Малайзия, переговоры с которой были уже практически завершены, неожиданно заявила об отзыве своих договоренностей. Несколько лет назад это не имело бы большого значения, так как допускалось принятие страны при нескольких несогласных. Однако из-за Китая в нормы ВТО было внесено изменение, по которому претендент должен договориться абсолютно со всеми.
В таких условиях возникает ощущение, что переговоры, которые длятся почти десять лет, могут не закончиться никогда. Собственно, можно и не вступать в ВТО. Живем же мы сейчас, и ничего страшного не происходит. Тем более что внутри самой организации не все так просто. У стран -- членов ВТО множество разногласий, например, по вопросам господдержки сельского хозяйства. Раунд переговоров по дальнейшей либерализации торговли, начатый в Дохе в 2001 году, не закончен до сих пор из-за глубокого кризиса. Конечно, членство в ВТО служит определенной гарантией для экспортеров, однако США, например, периодически «зажимают» европейских экспортеров, несмотря на все запреты.
С другой стороны, членство в ВТО важно и для престижа страны, и для возможности влиять на международные правила. Россия очень заинтересована в присоединении к международному клубу, но, и на этот аргумент особенно рассчитывают в российской переговорной делегации, другие страны заинтересованы в доступе на наш рынок не меньше, чем мы на их рынки.
Впрочем, эти доводы западные переговорщики неизменно парируют -- дальнейшее продвижение на переговорах зависит только от России. Более того, глава американской переговорной делегации Дороти Двоскин недавно заявила, что подписание протокола о снятии разногласий с Евросоюзом поставило перед США задачу по «вытягиванию» из России наиболее сложных обязательств, оставленных в стороне ЕС и другими странами.
Есть еще один аргумент из области политики, а не экономики. По словам источников в правительстве, ситуация, когда никто из отечественных производителей не возражает против либерализации рынков, продлится максимум два-три года. Протекционистские настроения растут, и спустя это время российские бизнесмены могут уже просто не позволить правительству подписать протокол о присоединении к ВТО.
Впрочем, последний серьезный кризис в отношениях был ровно год назад. Тогда министр экономического развития Герман Греф в сердцах заявил, что лучше отложить переговоры на год. Годом раньше хлопнуть дверью обещали в Брюсселе. Однако, несмотря на ряд громких и по большей части анонимных заявлений, в мае этого года состоялось триумфальное подписание протокола о завершении переговоров с ЕС.
Вера СИТНИНА