|
|
N°203, 04 ноября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пудра для глаз
Третьяковская галерея показывает искусство пастели
Отличные фонды графики ГТГ снова порадовали выставкой. На сей раз героиней стала нежная, хрупкая, «сыпучая» техника -- пастель. Как рисовать пастелью, представляет собой каждый из нас: все когда-то учились в школе и писали мелом на доске. Цветные мелки с особым связующим (гуммиарабиком), а также красящим пигментом и называются пастель. Ее еще можно считать чистой краской -- красящей массой являются не смешанные ни с чем зернистые частицы пигмента. Заведующая отделом графики галереи Евгения Плотникова называет пастель «нежной пыльцой на крыльях бабочки». В самом деле, при минимуме связующего пастель плохо удерживается на любой поверхности -- крошится, рассыпается. Для нее требуется особый сорт бумаги -- торшон, рулонный ватман с ноздреватой фактурой. В то же время мельчайшие гранулы краски процеживают световые лучики, не отталкивают их, а рассеивают в разные стороны. Потому поверхность рисунка получается светоносной, бархатистой, мерцающей, такой, как всамделишние бабочкины крылья.
Пастель хранить нужно бережно, а выставлять редко. Так что нам повезло, мы увидим лучшие произведения, выполненные в этой технике. Подтвердив аристократическую породу, «графини» (сотрудницы отдела графики) создали выставку очень утонченную, «атмосферическую». В основе не принцип хронологии, а плетение ассоциативных кружев, от века XVIII до начала XX, от гениального женского портрета никому не известного мастера Екатерининской эпохи Степана Яснопольского до тлеющих пастелей Врубеля. Втертая на пористом ворсистом картоне цветная пыль вдруг неожиданно изменяет привычный стиль того или иного мастера. Возникают непредсказуемые рифмы, ниточки, стежки. И в компанию к лучезарному пастельному Левитану вдруг приглашается пейзажно-влажный пастельный Сомов, а к гобеленному Борисову-Мусатову -- шпалерный Бенуа.
Еще одна нечаянная радость -- Третьяковская галерея наконец-то вняла жалобам (в том числе и нашим) по поводу того, что самые изысканные и упоительные для глаз выставки графики остаются без каталога. Недавно созданным отделом мультимедийных и интернет-проектов ГТГ подготовлен прекрасный диск с полным каталогом пастельной выставки. Диск выпущен тиражом 500 экземпляров и свободно продается в киосках музея. Заведующая отделом Наталья Толстая рассказала «Времени новостей», что это первый электронный каталог выставки, выпущенный Третьяковкой. Он разработан как модель увлекательного интерактивного общения: каждое произведение имеет несколько перекрестных ссылок, четыре степени увеличения. Диск украшает специально записанный пианистом Виктором Буниным музыкальный трек из пастельно-лучистых опусов Скрябина и Рахманинова. Наталья Толстая обещает, что отныне каждая подготовленная галерейными «графинями» выставка будет иметь электронную версию. Следующая новинка отдела мультимедийных проектов ГТГ -- мощный CD-ROM с полной версией выставки и графических и живописных работ замечательного пейзажиста первой половины XIX века Федора Алексеева, вернисаж которой ожидается в конце ноября.
Сергей ХАЧАТУРОВ