|
|
N°202, 03 ноября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Последнее слово прокурора
Обвинение завершило представление доказательств по делу Ходорковского и Лебедева
На проходящем в Мещанском райсуде столицы процессе по делу руководителей ЮКОСа и «МЕНАТЕПа» Михаила Ходорковского и Платона Лебедева вчера завершился один из основных этапов судебного следствия. Обвинение закончило представлять свои доказательства. Теперь наступила очередь защиты высказать свои доводы и допросить свидетелей, подтверждающих невиновность подсудимых.
Представитель Генпрокуратуры Дмитрий Шохин показаниями выступивших 70 свидетелей остался вполне доволен. Преступные деяния, по его мнению, инкриминируемые Ходорковскому и Лебедеву, среди которых несколько эпизодов мошенничества, уклонение от уплаты налогов с физических и юридических лиц и злостное неисполнение решений суда, нашли свое подтверждение в словах допрошенных в суде. «За те несколько месяцев, пока рассматривается дело, стороной обвинения был представлен большой объем доказательств, однозначно свидетельствующих о вине подсудимых в совершении противоправных деяний», -- подвел итог г-н обвинитель, подчеркнув, что считает представленный им объем доказательств достаточным для их последующей оценки судом.
Адвокаты подсудимых, впрочем, к оптимизму представителя Генпрокуратуры отнеслись скептически. Юрий Шмидт, один из адвокатов Михаила Ходорковского, оценил заявление Дмитрия Шохина как хорошую мину при плохой игре. «Мне абсолютно непонятна радость в голосе прокурора. Практически ни один из допрошенных свидетелей не сказал ничего конкретного о Ходорковском. Говорили про какие-то операции банка «МЕНАТЕП», какие-то операции с «Апатитом» и продажей акций, но какое все это имеет отношение лично к Ходорковскому, осталось непонятным. Обвинение сделало из Ходорковского руководителя преступной группы и пыталось представить его как организатора предполагаемых мошенничеств, но фактически следствие расписалось в своей беспомощности», -- заявил «Времени новостей» г-н Шмидт. Единственное, что могло быть предметом спора с властями, по мнению адвоката, так это вопросы оптимизации налогообложения в деятельности ЮКОСа. Но и то все они должны решаться в рамках гражданского судопроизводства. «Я готов в спокойной обстановке, при условии нахождения Ходорковского на свободе, встретиться с представителями фискальных служб и поговорить об их претензиях. Но, подчеркиваю, что даже в этом случае никакого криминала в действиях моего подзащитного нет», -- пояснил Юрий Шмидт.
Защита Платона Лебедева придерживается такой же позиции. «Если бы обвинитель был доволен представленными доказательствами, то он не просил бы каждый раз суд зачитать письменные показания свидетелей, данные в ходе предварительного следствия, -- слишком уж разительными были разногласия. Защита же понимает, что у обвинения не было ничего раньше и не появилось ничего теперь, что могло бы доказывать вину подсудимых», -- считает адвокат Лебедева Евгений Бару. Еще одним аргументом несостоятельности обвинения, по его словам, стало то, что Дмитрий Шохин фактически был вынужден досрочно свернуть представление доказательств, опросив из заявленных в обвинительном заключении 150 свидетелей только половину.
Между тем адвокаты Ходорковского и Лебедева просили суд предоставить им время, чтобы подготовиться к выступлению. Суд дал им срок для подготовки до 9 ноября.
Екатерина БУТОРИНА