|
|
N°202, 03 ноября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Евросоюзу и Белоруссии все равно жить вместе"
17 октября в Белоруссии прошел референдум, на котором президент Александр Лукашенко получил возможность баллотироваться на предстоящих выборах главы государства. Запад ответил на это резкой критикой, США и ЕС заговорили даже о введении санкций в отношении Белоруссии. Однако Владимир УЛАХОВИЧ, руководитель созданного при Белорусском госуниверситете Центра международных исследований (среди его основателей МИД страны) сказал «Времени новостей», что больших перемен ждать не следует: едва ли Минск значительно изменит свой внешнеполитический курс или пойдет на уступки на переговорах с Россией.
-- Международная реакция на референдум не выпадает из последовательно проводимой Западом политики в отношении Белоруссии, которая сформировалась еще десять лет назад. Она не связана именно с нынешними выборами и референдумом. Например, Акт в поддержку демократии в Белоруссии (предполагающий введение санкций. -- Ред.), недавно подписанный президентом США, конгресс обсуждал примерно два года. Он был бы принят вне зависимости от недавней политической кампании в Белоруссии. В то же время политику Запада в отношении Белоруссии не следует рассматривать как монолитную и единую. Позиции США и Евросоюза несколько различаются. Ведь ЕС и Белоруссия -- соседи, им все равно жить вместе, как бы ни расходились их взгляды. Есть политическая риторика, и есть документы ЕС, в которых Белоруссия рассматривается как партнер.
-- То есть отношения Белоруссии с Евросоюзом не станут хуже?
-- Европа сегодня в большей степени сориентирована на преодоление внутренних проблем, возникающих в результате расширения ЕС в мае этого года. На их решение потребуется 10--15 лет. Отношения с новыми соседями, в том числе с Белоруссией, не стоят в первых строчках повестки дня Евросоюза. Это значит, что при любом развитии ситуации в Белоруссии уровень партнерства останется примерно одинаковым. Пример тому отношения с Украиной. Несмотря на серьезные политические усилия украинского истеблишмента, Украина не признана потенциальным кандидатом на вступление в ЕС. Напротив, некоторые ведущие политики Евросоюза поспешили заявить, что этого вообще никогда не случится.
-- Однако Европарламент также обсуждал введение санкций в отношении Белоруссии, известна и бескомпромиссная позиция США. Решится ли Запад на такие жесткие меры, и как это отразится на политике Минска?
-- Как показывает исторический опыт, санкции -- инструмент неэффективный. Белорусская сторона понесет потери только в случае ограничения торговли с ЕС. Остальной набор мер в отношении Белоруссии уже применялся и применяется: антидемпинговые разбирательства, прямое квотирование, непризнание Белоруссии страной с рыночной экономикой и т.д. Но торговое сальдо Белоруссии с Европой положительное и каждый год подрастает. Отношения же Белоруссии с США давно сведены к минимуму. Если Вашингтон введет санкции, то пострадают в первую очередь человеческие контакты, гуманитарные связи, то есть не правительство, а простые граждане.
-- Что вы думаете о российских оценках белорусского референдума? Официально Москва признала его итоги, но некоторые близкие к Кремлю аналитики высказывают критику. Как это повлияет на будущие отношения Белоруссии и России?
-- В заявлениях МИДа и Госдумы России говорится о признании итогов референдума. В то же время ряд российских политиков его критикуют. Каждый видит то, что хочет увидеть. Но у Белоруссии нет иного пути кроме развития стратегического партнерства с Россией. Поэтому ситуация будет изменяться в сторону более тесной интеграции практического характера, более динамичного сотрудничества.
-- То есть Минск будет охотнее идти на уступки в переговорах с Москвой?
-- Сотрудничество -- это всегда уступки и шаги навстречу друг другу. Сложные вопросы никогда не решаются без споров и периода притирки.
-- Как скажутся итоги президентских выборов в Украине на ее отношениях с Белоруссией?
-- Сотрудничество с Украиной будет расширяться вне зависимости от результатов выборов. От них зависят лишь кое-какие нюансы. Киев принял программу, предполагающую присоединение к ЕС. Однако Брюссель сегодня относит Украину и Белоруссию к одной категории стран. Это значит, что большого выбора у постсоветских стран нет, остается развивать сотрудничество. Идея создания Единого экономического пространства (Белоруссия, Россия, Казахстан и Украина. -- Ред.) не идеологический проект, а реакция на расширение Евросоюза.
-- Возможны ли создание на постсоветском пространстве нового политического блока и возврат к противостоянию между Востоком и Западом?
-- К этому возврата нет. Однако налицо опасность возникновения новых разделительных линий. Белоруссия уже получила жесткую границу там, где ее никогда не было: введен визовый режим с Польшей. В Европе есть политики, которые настаивают на новых жестких границах. Поэтому одна из целей и Белоруссии, и Европы -- попытаться преодолеть то, что нас разделяет.
Беседовала Ольга ТОМАШЕВСКАЯ, Минск