|
|
N°123, 12 сентября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Улица Гурьянова, город Урумчи
Взрыв в столице Синьцзяна могли устроить исламские фанатики
Взрыв, прогремевший в конце минувшей недели в китайском Урумчи, невольно напоминает о недавних трагических событиях в России -- большие жертвы среди мирного населения и страх перед террористами, который усиливают обоснованные сомнения в компетентности военных и сил безопасности.
В вечерний час пик в пятницу в западном пригороде Урумчи скопилась огромная пробка из машин, в которой преобладали пассажирские автобусы. Перегороженная для строительных работ дорога была сильно заужена, и каждый протискивался вперед на свой страх и риск, включая колонну из шести армейских грузовиков. В 19.38 один из этих грузовиков взлетел на воздух -- он был набит предназначенной для утилизации взрывчаткой.
Незапланированная утилизация оказалась кошмарной; к счастью, на улице не было жилых домов, и взрыв повредил опустевшие к вечернему часу склады и ремонтные мастерские, но находившиеся радом автобусы были разметены в клочья. По первым сводкам, число пострадавших составило 309 человек, после уточнения было сообщено о 60 погибших и 173 раненых, многие из которых навсегда потеряли зрение или остались калеками. Двести полицейских и пожарных вместе с сотней медиков ликвидировали последствия взрыва к полудню следующего дня.
Еще до обнародования официальной версии поползли слухи о теракте мусульманских сепаратистов. До чеченского размаха в Синьцзяне дело еще не дошло, но в феврале 1997 года тамошние боевики организовали три взрыва в городских автобусах, из-за которых погибли шесть и были ранены 74 человека. Некоторые признаки указывают на то, что причиной последнего взрыва стало столкновение; а вдруг это не случайность, а за рулем сидел смертник-моджахед?
Власти успокаивают народ и говорят, что это было простое ДТП. Но даже по китайским правилам грузовикам со взрывчаткой нечего делать в черте города в час пик! Налицо либо вопиющее разгильдяйство, какое бывает только в застигнутых бурей рыночной экономики огромных армиях, либо теракт -- уж очень хорошо с точки зрения эффекта были подобраны место и время взрыва.
В день взрыва в Урумчи приехали премьер КНР Чжу Жунцзи и бывший министр финансов США Роберт Рубин, ныне -- ответственный сотрудник финансовой группы Citigroup. Главной целью поездки премьера в Синьцзян и его переговоров с Рубином было ускорение экономического развития китайского «дикого Запада» и привлечение туда иностранных инвестиций, прежде всего для строительства газопровода. Возможно, что взрыв был адресован заинтересовавшемуся синьцзянской нефтью американцу и должен был продемонстрировать нестабильность инвестиционного климата в регионе. После взрыва Чжу Жунцзи изменил план поездки и отправился в госпиталь к пострадавшим. «Все мы очень переживаем из-за этого происшествия. Правительство будет с повышенным чувством ответственности ликвидировать его последствия», -- передает его слова агентство Синьхуа.
Александр ТИМОФЕЕВ