|
|
N°202, 03 ноября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Небогатый выбор
Рекомендации ООН по развитию частного сектора для борьбы с бедностью не слишком подходят России
Одной из главных целей развития человечества в новом тысячелетии, провозглашенных Организацией Объединенных Наций, является борьба с бедностью. Для России эта проблема более чем актуальна. По данным Всемирного банка, в России 19,6% бедняков. При том, что российская власть собирается уменьшить вдвое количество живущих за чертой бедности уже к 2007 году.
Вчера на «круглом столе» «Роль частного сектора в борьбе с бедностью», организованном Ассоциацией менеджеров, доклад на эту тему сделал постоянный представитель Программы развития ООН в России Стефан Василев.
Правда, доклад дает рекомендации всем развивающимся странам, поэтому многие участники критиковали его за то, что исследование не учитывает российской специфики. Поэтому по итогам заседания российские участники решили писать собственный доклад о способах борьбы с бедностью, посвященный именно нашей стране.
Основная мысль доклада ООН заключается в том, что развитие частного сектора обязательно повлечет за собой сокращение числа бедных путем создания новых рабочих мест и повышения зарплат тем, кто уже работает. Поэтому ключевую роль в борьбе с бедностью, по мысли экспертов ООН, должны сыграть удешевление входа на рынок, особенно для малого бизнеса, искоренение коррупции, а также изменение ситуации, при которой частник априори не доверяет государству.
Впрочем, с авторитетным мнением Организации Объединенных Наций согласились не все. Так, директор Института проблем глобализации Михаил Делягин заявил, что говорить о коррупции -- «день позавчерашний». Вместо нее сложилась ситуация государственного рэкета. Теперь «не бизнесмен предлагает деньги чиновнику, а само государство приходит к нему со словами «хочешь жить -- плати»,-- заявил г-н Делягин.
С ним солидарен и замглавы фонда «Центр политических технологий» Борис Макаренко. По его мнению, не осталось ничего, что бизнес мог бы сделать для искоренения бедности, чего он уже не делает. К тому же специфика России заключается в том, что на основные болевые точки бизнес повлиять не в состоянии. В структуре российской бедности, по мнению г-на Макаренко, доминируют представители четырех групп населения: пенсионеры, бюджетники, сельские жители и студенты. Пожалуй, только последней категории развитие бизнеса может оказать помощь. По его словам, до сих пор нередки случаи, когда фирма берет на работу молодого специалиста, а после испытательного срока выкидывает его, не заплатив ни копейки.
Не обошлось и без обсуждения самой модной темы российского политического сезона -- социальной ответственности бизнеса. Представитель ООН категорически опроверг мнение, что социальная ответственность -- по сути благотворительность. «Инвестиции в строительство школ и поликлиник не лучший выход для бизнеса», -- полагает г-н Василев. Задача бизнеса -- получение прибыли, а после этого -- расширение круга получателей этих доходов из числа нуждающихся. В России же все наоборот. По словам директора Экспертного института при Российском союзе промышленников и предпринимателей Андрея Нещадина, в среднем российские бизнесмены тратят на социальные проекты 15--17% прибыли. Получается, у нас даже слишком социально ответственный бизнес.
Вера Ситнина