|
|
N°110, 26 июня 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Антигосударственный" премьер
Литовские политики захлебнулись в российской нефти
Временное правительство Литвы утвердило соглашение о долгосрочном сотрудничестве между ЮКОСом и американским концерном Williams International Company (WIC), владеющим нефтеконцерном Mazeikiu nafta. Это решение было принято вчера в экстренном порядке, по настоятельной рекомендации литовского президента Валдаса Адамкуса, сразу после того, как социал-демократ Альгирдас Бразаускас, который вот-вот возглавит новое правительство, призвал не утверждать сделку. Призыв Бразаускаса Валдас Адамкус назвал "антигосударственным". Конфликт российских и американских нефтяных интересов, судя по всему, погрузит Вильнюс в политический хаос.
Борьба за Мажейкяйский НПЗ, главный объект литовского нефтекомплекса, не прекращается с 1999 года. Тогдашнее консервативное большинство литовского парламента сделало все, чтобы не допустить установления контроля над НПЗ со стороны российского ЛУКОЙЛа, и добилось продажи крупной доли предприятия американскому инвестору -- WIC. Условия приватизации были столь сомнительны, что раскололи литовский истеблишмент, а премьер Паксас в знак протеста ушел в отставку. Через год, когда консерваторы потерпели сокрушительное поражение на выборах, он вернулся к власти. К этому моменту НПЗ под руководством WIC уже нес громадные убытки, а отношения с ЛУКОЙЛом были испорчены вконец. Попытки наладить их успехом не увенчались: россияне требовали пакет акций, который позволил бы влиять на управление предприятием. Переговоры продолжались до тех пор, пока 10 дней назад не была объявлена сенсационная новость: партнером WIC становится ЮКОС, он покупает за 75 млн долл. около 27% акций Mazeikiu nafta, предоставляет такой же кредит и гарантирует поставки нефти на 10 лет. Заключение соглашения напоминало лихой детектив: его подписали на борту самолета, выполнявшего рейс Франкфурт-на-Майне--Вильнюс. Предшествовало сделке неприкрытое политическое давление со стороны США.
Сначала в Вильнюсе получили письмо сенатора Гордона Смита, который выразил тревогу за судьбу инвестиций Williams и обронил, что США вряд ли поддержат заявление о вступлении в НАТО страны, "не способной защитить иностранные инвестиции от хищной и незаконной тактики конкурентов". Надо понимать, ЛУКОЙЛа, который WIC обвинял во всех смертных грехах. Затем в ход пошла тяжелая артиллерия: Адамкусу написали президент Буш и госсекретарь Пауэлл, причем последний открыто поддержал WIC «именно сейчас, когда заключено новое соглашение с поставщиком российской нефти (т.е. ЮКОСом. -- Ред.) о долгосрочных поставках».
Как заверили газету «Время новостей» в ЮКОСе, у них "нет сомнений, что сделка будет завершена: ее поддерживает и президент, и большинство в парламенте республики, поэтому нынешние политические разногласия повлиять на нее не могут".
Сложившуюся ситуацию легко объяснять с геополитической точки зрения -- идет схватка за топливно-энергетический комплекс Литвы, в которой участвуют ее большой сосед -- Россия и "большой брат" -- США. Однако на самом деле ситуация не так однозначна. В деле на стороне американского капитала участвует "административный ресурс" США и проамериканский президент Литвы, а им противостоит авторитетный политик Альгирдас Бразаускас, экс-президент, который, как считается, симпатизирует ЛУКОЙЛу. Однако третья сторона здесь -- также вполне российская компания ЮКОС. Разница между ней и ЛУКОЙЛом в данном случае понятна: последний стремится к установлению менеджерского контроля над литовским предприятием, первый попросту хочет заключить -- и заключает -- выгодную сделку. Так что России не было никакого резона пытаться использовать в данном случае свой "административный ресурс" -- нельзя же противопоставлять в зарубежном конфликте две российские компании.
Можно предположить, что ЮКОС и ЛУКОЙЛ не выйдут из этой истории стратегическими противниками. Глава ЮКОСа Михаил Ходорковский, комментируя развитие конфликта, сказал недавно корреспонденту газеты "Время новостей": "Не рассчитывайте на скандал. Никаких грозовых разрядов не будет".
ЛУКОЙЛ также не выступает с громкими заявлениями. Компания лишь напоминает, что она остается координатором поставок российской нефти в Литву.
Так что литовские страсти не могут служить иллюстрацией к известному тезису о столкновении нефтяных интересов великих держав. Скорее наоборот -- деловые отношения в данном случае оказались вполне "глобалистского" характера.
Владимир СКРИПОВ, Вильнюс, Алексей Земцов, Игорь МАКСИМОВ