Время новостей
     N°110, 26 июня 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.06.2001
Тарзаном меньше
Ликвидация Арби Бараева -- политический успех российских спецслужб
Командование федеральных сил в Чечне отрапортовало вчера об уничтожении одного из самых одиозных полевых командиров Арби Бараева, известного также под кличками Эмир Тарзан и Терминатор. Несмотря на молодость -- на момент гибели ему было всего 28 лет, -- этот человек за время двух чеченских кампаний сделал успешную карьеру в иерархии сепаратистов, официально получив от Масхадова чин бригадного генерала и пост командира «исламского полка особого назначения». В России же Бараев заслужил репутацию одного из самых удачливых и неуловимых диверсантов, а главное -- организатора большинства самых скандальных похищений заложников (Шпигуна, Власова, десятков иностранцев, российских журналистов и чиновников). По утверждению российских властей, Бараев лично причастен к расстрелам минимум двухсот человек. Российские спецслужбы охотились за этим человеком более пяти лет и, наконец, смогли его "достать" в ходе масштабной спецоперации, готовившейся в условиях строжайшей конспирации. Правда, собственно захвата Арби Бараева не получилось -- власти смогли получить только труп террориста, и то лишь после длившегося почти неделю настоящего штурма с применением авиации, артиллерии и бронетехники, в результате которого оказалось почти полностью разрушено село Алхан-Кала.

Российские власти сразу же объявили ликвидацию Бараева одним из главных своих достижений по наведению в Чечне конституционного порядка. Глава Минобороны Сергей Иванов заявил: "...это большой успех наших специальных сил". Директор ФСБ Николай Патрушев сообщил, что лично президент Путин «был полностью в курсе операции». Не менее живо откликнулись на успех спецслужб и гражданские наблюдатели как в Москве, так и в самой Чечне. Депутат Госдумы от Чечни Асламбек Аслаханов сказал, что он уже давно выступал за то, что «ФСБ надо переходить к спецоперациям по захвату полевых командиров, так как эти антиконституционные «зачистки» только отвращают чеченцев от федерального центра». А эта операция, считает депутат, может означать, что «в Москве взяли курс на окончание войны, и ФСБ перешла от слов к делу» (где находятся те или иные боевики, по словам г-на Аслаханова, известно всей республике). Так же считает и один из руководителей чеченской диаспоры в Москве, председатель координационного совета чеченских культурных обществ Джабраил Гакаев. «После убийства Бараева, -- заявил он корреспонденту газеты «Время новостей», -- настанет некоторый перелом в настроении чеченцев, люди поверят, что Москва решительно взялась за ликвидацию бандитов». Теперь надо, считает г-н Гакаев, не останавливаться, а поймать остальных бандитов -- тех же Басаева, Гелаева. В самой Чечне многие наблюдатели полагают, что после вчерашнего известия с облегчением вздохнут многие жители республики, особенно те, кому пришлось выкупать своих родственников у Бараева или менять их на заложников из его тейпа. Однако пожелавший остаться неназванным сотрудник администрации Чечни заявил нам, что о серьезной победе федеральных сил в данном случае говорить можно с большими оговорками. По его словам, в последнее время Бараев политическим влиянием в республике не пользовался.

Конкретных последствий ликвидации Арби Бараева пока никто однозначно спрогнозировать не решился. В первую очередь успех спецслужб имеет политическое значение. Полевые командиры такого масштаба в руки российских властей попадали и раньше -- достаточно вспомнить сидящих в «Лефортово» Салмана Радуева, Турпал-али Атгериева или погибшего при штурме Грозного Хункар-пашу Исрапилова.

С чисто военной точки зрения, по данным и спецслужб, и самих чеченцев, последнее время отряд Бараева большой роли не играл. Постоянно с ним находилась группа боевиков пусть и очень опытных, но числом не более полусотни. К тому же несомненно, что место убитого командира на посту «главного диверсанта» сепаратистов пустовать не будет и его очень скоро займет кто-то другой.

Однако в данный период контртеррористической операции нейтрализация такого человека, как Бараев, безусловно может считаться событием знаковым. Уже больше полугода спецслужбы явно буксовали. «Рекламируемые» командованием спецоперации не приносили ощутимого результата -- боевики по-прежнему довольно свободно чувствовали себя на территории всей республики, и даже в самом Грозном, постоянно обстреливая военные и административные объекты. Лидеры боевиков из-за своей неуловимости стали превращаться почти что в мифических героев. Все это начало порождать серьезные межведомственные разногласия. Приезжавшие из Чечни сотрудники ФСБ, Минобороны и МВД в частных беседах не скрывали, что каждая из служб открыто тянет одеяло на себя, ради достижения сиюминутных целей «прикрывая» тех или иных лидеров бандитов. В результате, что бы ни делали федеральные силы, главари боевиков, благодаря своим «крышам», каждый раз ускользали. Успешно же ударив именно по Бараеву -- одному из главных действующих вдохновителей диверсионной войны, -- российские спецслужбы смогли продемонстрировать свою мощь.

Однако боевикам пока тоже есть что демонстрировать. Вчера около 20.00 они напали на здание прокуратуры Чечни (находящееся, кстати, на въезде в Ханкалу -- главную военную российскую базу), пытаясь отбить находящееся там на опознании тело Бараева. Как сообщили корреспонденту газеты «Время новостей» по телефону в самой прокуратуре, сепаратисты открыли по ним огонь из гранатометов и автоматов и пытались взять в кольцо. По последним данным, с обеих сторон имелись убитые и раненые и бой продолжался до наступления темноты.

Как удалось выяснить корреспондентам газеты «Время новостей», операция против Бараева готовилась силами ФСБ и МВД с привлечением спецназа ГРУ. Изначально четкой информации о местонахождении Терминатора оперативники не имели и лишь знали, что он должен приехать в одно из трех сел, считающихся его вотчиной, -- Ермоловская, Кулары или Алхан-Кала. Туда, по имеющимся данным, Бараев приезжал из горных баз раз в месяц, причем, по словам местных жителей, каждый раз говорил, что пока он тут, «зачисток» не будет; и так всегда выходило. Несколько групп, наблюдавших за селами с помощью приборов ночного видения и с вертолетов, засекли присутствие Бараева в Алхан-Кале 19 июня. Сразу все село было взято в плотное кольцо, а затем дом, где должен был находиться террорист, начала «отрабатывать» тяжелая артиллерия и боевые вертолеты. В первые же дни осады Бараев, как выяснилось, был тяжело ранен, и его -- то ли уже мертвого, то ли еще живого (в надежде вернуться к нему с врачом) -- боевики спрятали в подвале одного из домов, завалив кирпичами, а сами попытались прорваться. Как выяснилось теперь, части отряда удалось уйти, еще 18 боевиков были убиты в бою, а четверо взяты в плен. При этом власти признали, что в ходе операции были полностью уничтожены как минимум 23 жилых дома, правда, никто из мирных жителей якобы не пострадал.

Впрочем, вчера операция в Алхан-Кале и двух других селах на этом не закончилась. Они по-прежнему находились в блокаде, а сотрудники спецслужб задержали более 800 местных жителей, проверяя их на причастность к бандформированиям. Причастных, по данным спецслужб, уже набралось более тридцати, правда, официальное следствие еще не началось. Участники операции представителей прокуратуры вчера еще на место боев не допускали, ссылаясь на опасность, хотя уголовное дело -- об оказании сопротивления представителям власти -- уже возбуждено.



Нет человека -- нет проблемы

Российские и советские спецслужбы в ходе антипартизанских операций всегда старались ликвидировать руководителей повстанческих движений, справедливо полагая, что смерть или пленение лидера деморализует противника.

В ходе Кавказской войны, в 40--50-е гг. ХIХ в., командующие Кавказским корпусом и армией уничтожали вождей повстанцев, используя не только войсковые операции, но и «кровников» горских военачальников.

Поэтому не случайно, что только Шамиль был захвачен в плен в ходе взятия аула Гуниб, а два лидера повстанцев, Гамзат-бек и Мухаммед Ахбердиев, были убиты самими горцами, мстившими за смерть близких.

Нередко похожая тактика использовалась и в ходе антиповстанческих операций Красной армии в 20--30-е гг. Даже после разгрома крестьянских формирований преследование их вождей продолжалось. Власти не без основания опасались, что, оставшись на воле, они сумеют поднять новую волну народного возмущения. Так, в июне 1922 г. в ходе чекистской операции в деревне Нижний Шибряй были убиты командующий партизанской армией Тамбовского края Александр Антонов и его брат Дмитрий, чуть позже был расстрелян один из лидеров поволжских повстанцев Василий Серов. В том же году в ходе специальной операции, проведенной кавалерийскими частями Красной армии, был убит возглавивший антисоветское движение в Средней Азии турецкий генерал Энвер-паша.

В 1925 г. одной из главных целей операции по разоружению Чечни была ликвидация тем или иным способом лидеров горцев. Впоследствии в отчете штаба Северо-Кавказского ВО о боевых действиях указывалось: «После четырехкратной бомбардировки Химой, Хакмалой 5 сентября сдался вождь чеченских повстанцев Гоцинский. От селения Дай потребовали выдачи Ансалтинского. После истечения установленного срока по аулу был открыт артиллерийский огонь, после чего в 5 часов вечера он был доставлен в штаб группы». Зимой 1925 г. лидеры чеченских повстанцев были расстреляны.

Наконец, в 1938 г. знаменитый чекист Павел Судоплатов взорвал замаскированной под коробку конфет бомбой одного из лидеров украинского национального движения Евгена Коновальца. Охота за руководителями национального движения продолжалась в ходе Великой Отечественной войны и после ее окончания. Не одна операция внутренних войск НКВД имела целью поимку Бандеры и Мельника, однако уничтожить первого удалось только в ходе удачного теракта.(Павел Аптекарь)

Наталья ГОРОДЕЦКАЯ, Виктор ПАУКОВ, Юрий ВЕРШОВ