|
|
N°201, 02 ноября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
И.о. Генштаба
У министра обороны появился свой аппарат
Давно обещанные и ожидаемые кадровые перемены в российском военном ведомстве вчера частично осуществились. Генерал армии Николай Панков назначен начальником службы кадровой и воспитательной работы, генерал-полковник Анатолий Гребенюк -- начальником службы расквартирования и обустройства войск, Любовь Куделина -- начальником службы экономики и финансов. Все они, по сути, пошли на понижение, поскольку до вчерашнего дня были начальниками главков и одновременно заместителями министра обороны. А у генерала Панкова еще и забот значительно прибавилось -- в его хозяйство, ведавшее кадрами и военным образованием, впервые в истории вооруженных сил влили на правах обычного управления бывшее Главное управление воспитательной работы (преемник мощнейшего советского Главпура).
Чтобы не обидеть заслуженных людей, их должности по статусу приравняли к рангу заместителя министра. Но это только слова. Как известно, по указу Владимира Путина «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» у Сергея Иванова вместо девяти заместителей осталось четыре, из которых два -- первых. Названные лица в четверку не вошли.
Но главная новость изначально не подразумевалась планами административной реформы в военном ведомстве -- создание аппарата министра обороны, который возглавит помощник главы военного ведомства генерал-лейтенант Андрей Чоботов. Как утверждает источник «Времени новостей» в военном ведомстве, погоны г-н Чоботов снимет и станет третьим после Сергея Иванова и Любови Куделиной гражданским человеком в верхах Минобороны.
Андрей Чоботов пришел в российский «Пентагон» вместе с нынешним министром из Совета безопасности, а туда -- с Лубянки. В Минобороны он первым делом поставил под свой контроль пресс-службу, отобрав ее у Главного управления воспитательной работы. Андрей Чоботов не дал осуществиться планам тогдашнего начальника Генштаба Анатолия Квашнина создать собственную пресс-службу. Претендовавший на место ее руководителя офицер был сослан в штаб рангом пониже.
Сегодня г-н Чоботов -- весьма влиятельная фигура. Именно он инициировал создание нового управления информации и общественных связей. Сообщения о новой структуре вот-вот появятся на лентах информагентств. В управление войдут пресс-служба Минобороны, мобильный пресс-центр (работает в горячих точках) и отдел информационной безопасности. Последний отберут у 8-го управления Генштаба, отвечающего за соблюдение режима секретности. Начальником нового управления с должностной категорией генеральского уровня «стопроцентно» станет полковник Сергей Рыбаков, чей служебный путь пересекался с дорогой генерала Чоботова. Нынешний начальник пресс-службы полковник Вячеслав Седов в лучшем случае сохранит свой пост.
Структурные перемены в военном ведомстве внесли некоторую сумятицу в умы экспертов. Дело в том, что в августе этого года Сергей Иванов говорил о планах по созданию центрального аппарата Министерства обороны и даже называл его численность -- не более 10 350 человек, то есть менее 0,5% от штатной численности Минобороны. Основная задача центрального аппарата, как говорил сам министр, «снабжать главу ведомства объективной информацией по всем вопросам военного строительства». Именно на эту должность и планировался 45-летний Андрей Чоботов. Он и до этого считался руководителем аппарата министра. Но сегодня в Минобороны объясняют, что центральный аппарат -- это не структура, а институт. Под ним подразумеваются не только главные и центральные управления Минобороны и Генштаба, но и главкоматы видов вооруженных сил, а также командования родов войск.
Эта военная софистика окончательно запутывает ситуацию. Правда, уже в ближайшее время министр обороны утвердит положения о только созданных службах кадровой и воспитательной работы, экономики и финансов, расквартирования и обустройства войск. В них пройдут организационно-штатные мероприятия, которые, как всегда, сведутся к сокращению должностей и замене части военных «клеточек» гражданскими. Утвердит Сергей Иванов также положения о Генштабе и об аппарате министра обороны. Тогда все и объяснится. Но уже сейчас знающие люди в Минобороны говорят, что аппарат министра постепенно может подмять под себя Генштаб. И в доказательство проводят параллель с администрацией президента, с которой по степени влияния на принятие решений вряд ли сможет потягаться какой-либо орган исполнительной или законодательной власти. Основные оргштатные мероприятия в военном ведомстве планируется завершить к середине ноября.
Николай ПОРОСКОВ