|
|
N°201, 02 ноября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не наш «МиГ» в Китае
Открылся авиасалон Airshow China-2004
Китай приостановил исполнение контракта по лицензионному производству российских истребителей Су-27СК, так как эти самолеты перестали соответствовать запросам китайских военных. На открывшемся вчера авиационном салоне Airshow China-2004 была показана модернизированная боевая машина, которая могла бы удовлетворить эти запросы -- Су-27СКМ. Однако переговоры о поставке этого самолета в Китай -- дело будущего, и даже принципиальное решение о возможности продажи Су-27СКМ за рубеж еще не принято российским правительством.
Лицензию на производство 200 одноместных истребителей Су-27СК Китай приобрел в России в 1996 году. Этот контракт предусматривал сборку самолетов в Китае из деталей и комплектующих, поставляемых из нашей страны. В мае этого года китайская сторона попросила прекратить присылать ей сборочные комплекты. К тому моменту в Поднебесную было отправлено достаточно узлов и агрегатов для сборки 95 истребителей. Ни российский разработчик этого самолета -- Акционерная холдинговая компания (АХК) «Сухой», ни тем более известные своей закрытостью китайские военные до сих пор официально не называли причину, по которой «зависло» изготовление еще 105 предусмотренных контрактом машин.
Источник в российской делегации на авиасалоне Airshow China-2004 вчера рассказал «Времени новостей», что китайцы хотели бы, чтобы строящиеся по этому договору истребители были вооружены еще и управляемыми противокорабельными ракетами. Модель Су-27СК для атак на морские цели не предназначена. Это «чистый» истребитель, т.е. оружие борьбы с воздушным противником.
Вчера в южнокитайской специальной экономической зоне Чжухай, где раз в два года проходит Airshow China, совершил демонстрационный полет новый многофункциональный самолет Су-27СКМ, оснащенный помимо всего прочего и управляемыми ракетами класса «воздух -- морская поверхность». Эта машина уже показывалась один раз за рубежом -- на прошлогоднем авиасалоне в Дубае. Однако, как заявил руководитель делегации АХК «Сухой», заместитель генерального директора компании Александр Клементьев, тогда Су-27СКМ еще не был готов к продажам за рубеж. В Чжухае «Сухой» впервые представляет этот самолет в качестве коммерческого продукта. Г-н Клементьев не стал комментировать возможность продажи машины именно в Китай, но и без того она стала гвоздем Airshow China-2004.
Этому немало способствовало то обстоятельство, что в скромной программе показательных полетов в Чжухае у Су-27СКМ не оказалось достойных конкурентов.
Российская самолетостроительная корпорация (РСК) «МиГ», которая собиралась выставить в этой программе свой новый морской истребитель МиГ-29М2, буквально за месяц до выставки отказалась от этого намерения. Решение не посылать натурный образец истребителя в Китай было принято после того, как в конце сентября на «МиГе» сменилось руководство, и генеральным директором РСК стал президент корпорации «Иркут» Алексей Федоров. В Чжухай не поехал и второй самолет, который планировало показать там прежнее руководство РСК -- тренировочный МиГ-АТ.
Совершенно отдельно от РСК на участие в полетах в Чжухае была заявлена пилотажная группа «Стриж», которая тоже летает на МиГ-29. Пресс-служба ВВС России даже отрапортовала 22 октября, что «Стрижи» заблаговременно вылетели в Чжухай. Однако вчера гости открывшегося салона с удивлением узнали, что русские асы застряли где-то по дороге (по слухам -- под Читой). Организаторы мероприятия не теряют надежды увидеть их до конца выставки, которая продлится до 7 ноября.
«МиГи», вопреки всему, все же пронеслись вчера в небе Чжухая, однако совсем не так, как их, скорее всего, хотело бы видеть руководство РСК. На салоне выступила китайская пилотажная группа «1 августа» на истребителях китайского же производства F-7E. Однако не секрет, что многие достижения китайского авиастроения ведут свое происхождение от советских образцов. В очертаниях F-7E бросается в глаза невероятное родственное сходство с МиГ-21. Руководитель делегации РСК «МиГ» на салоне Airshow China-2004, заместитель главного конструктора корпорации по новым проектам Лев Большаков заявил «Времени новостей», что проблему самовольного копирования китайцами нашей авиатехники 50--60-х годов обе стороны предпочитают считать несуществующей. Г-н Большаков подчеркнул, что считает Китай перспективным рынком для легких истребителей (на которых специализируется «МиГ») и предпочитает думать о возможных будущих контрактах.
Михаил КУКУШКИН, Чжухай