|
|
N°110, 26 июня 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Счастливый частник
В системе экспортного контроля появятся негосударственные посредники
Москва продолжает активные эксперименты в области экспортного контроля. В понедельник стало известно о том, что Михаил Касьянов завизировал постановление «О системе независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий, проводимой в целях экспортного контроля». С начала нынешнего года Кремлем и Белым домом выпущено уже около полутора десятков объемистых документов, регулирующих эту деликатную сферу деятельности, однако ни один из них не вызывал столь неоднозначных толкований в среде самих экспортеров, как нынешнее правительственное постановление.
Невинное словосочетание «экспортный контроль» подразумевает госрегулирование не всего спектра поставок за рубеж, а лишь «товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения и средств его доставки» (трактовка нового правительственного документа). В последние годы Россия присоединилась к основным режимам контроля, существующим в международной практике. Федеральный закон «Об экспортном контроле» был принят Госдумой еще летом 1999-го, однако совершенствование механизма его действия продолжается до сих пор. Причем, с одной стороны, специалисты утверждают, что в теории Россия обладает одной самых совершенных в мире систем экспортного контроля, а с другой -- ее практическая реализация еще явно не отлажена. Наши проколы в этой области абсолютно засекречены, однако в ходе февральского заседания Совбеза, которое было посвящено экспортному контролю, Владимир Путин был вынужден признать, что у него имеются «вопросы к отдельным ведомствам», в числе которых был назван Минатом. Последовавшая вскоре отставка Евгения Адамова лишь подтвердила то, что эти «вопросы» были действительно серьезными.
Новое правительственное постановление на первый взгляд лишь дополняет существующую юридическую базу. Однако это «небольшое дополнение», по мнению источников газеты «Время новостей» из числа российских спецэкспортеров, «может иметь непредсказуемые последствия». В государственную систему экспортного контроля по сути встраивается новая инстанция, которой будет доверено проведение «независимой идентификационной экспертизы», устанавливающей «принадлежность товара или технологии к продукции, подлежащей экспортному контролю». Причем впервые в российской практике в эту чувствительную область допускаются негосударственные структуры: постановлением описан порядок получения разрешения на подобную деятельность «российских организаций независимо от формы собственности». Действовавшие прежде правила (они были утверждены правительством в середине апреля) предусматривали существование только «государственной экспертизы внешнеэкономических сделок с товарами, информацией...». И проведение ее было доверено исключительно Межведомственным экспертным советам, формируемым при Минэкономразвития «по соответствующим направлениям науки, техники и технологии».
Источники газеты "Время новостей" указывают на то, что происходящее «очень напоминает серьезную попытку передела сфер контроля за экспортными поставками между группировками в российском руководстве» (месяц назад аналогичным образом Минэкономики уже фактически вытеснило из игры ФАПРИД -- Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения). Штука в том, что даже конкретные списки «чувствительной» продукции, подпадающей под схему экспортного контроля, по сути всеобъемлющи -- в них десятки тысяч позиций! А если приплюсовать к этому весьма неопределенные «услуги, информацию, работы и результаты интеллектуальной деятельности» (которые при желании можно трактовать чрезвычайно широко), то становится понятно, что право на «независимую экспертизу» сулит тем, кто его получит, фантастические возможности.
Юрий ГОЛОТЮК