|
|
N°110, 26 июня 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Контролеры для президента
Сергей Степашин хочет подчиняться Владимиру Путину
Мечта главы Счетной палаты Сергея Степашина о том, чтобы подмять под себя все органы, контролирующие бюджетные расходы, начала сбываться. Думский бюджетный комитет рекомендовал нижней палате принять в первом чтении поправки к закону «О СП», благодаря которым СП превратится в главного финансового контролера страны, напрямую подотчетного президенту.
Первоначально, год назад, когда идея о расширении полномочий только зарождалась в стенах СП, амбиции аудиторов одним только повышением статуса не ограничивались. В палате грезили еще и предоставлением СП права обращаться в суды, налагать административные взыскания, требовать чуть ли не ежедневных отчетов от ЦБ, а также списывать в безакцептном порядке средства на содержание СП со счетов Минфина. Однако на подготовленный группой депутатов законопроект, который предоставлял ведомству г-на Степашина все эти полномочия, от правительства поступил разгромный отзыв. Депутаты свой проект отозвали и после длительных консультаций подготовили новую версию законопроекта, в которую не вошли положения о праве СП налагать штрафы, обращаться в суды. Пришлось отказаться и от расширения полномочий СП в области контроля за деятельностью ЦБ. О списании денег со счетов Минфина и говорить не приходится, ограничились статьей о том, что финансирование осуществляется из расчета одна двенадцатая от суммы, предусмотренной бюджетом на содержание СП, в месяц.
Зато по новой версии законопроекта, Счетная палата станет ближе к президенту. СП сможет отправлять свои отчеты не только Федеральному Собранию, но и напрямую президенту, а также будет проводить проверки по его поручениям. Кроме того, кандидатуру председателя СП в Думу по новому законопроекту вносить будет также президент.
Как сообщил корреспонденту газеты «Время новостей» один из авторов законопроекта Валерий Гальченко, даже в новом урезанном варианте законопроект невыгоден правительству. Пока кабинет сам тратит бюджетные деньги, сам отчитывается перед президентом, независимый контролер, полагает г-н Гальченко, в этом деле ему совсем ни к чему. Отчасти поэтому бюджетный комитет, с одной стороны, рекомендовал законопроект принять в первом чтении, с другой -- решил обратиться в Конституционный суд, чтобы тот ко второму чтению все-таки разъяснил, вправе ли президент участвовать в формировании СП через представление депутатам кандидатуры председателя палаты.
Рассмотрение дел в КС -- дело неспешное, поэтому до зимы о новых полномочиях аудиторы могут забыть.
Светлана МИХАЙЛОВА