|
|
N°200, 01 ноября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
За исключением отдельных недостатков...
Действующие главы регионов одобряют президентские предложения с незначительными оговорками
Большинство политиков, доверивших прессе свое мнение по поводу нового порядка назначения губернаторов, не стали высказываться против инициатив Владимира Путина. И хотя кое-кто рискнул разойтись с президентом по частным вопросам, в целом ход кремлевских мыслей почти всем нравится.
Например, губернатор Московской области Борис Громов полностью поддержал изменение системы избрания глав субъектов федерации в период борьбы с терроризмом. "Я думаю, что президент, у которого за плечами огромная ответственность за нашу страну и наш народ, принял совершенно правильное решение", -- заявил г-н Громов. О роли губернаторов в обуздании терроризма региональные лидеры говорили очень охотно. Вот слова главы Верховного совета Хакасии Владимира Штыгашева: "Реализация инициатив президента позволит положить конец разгулу терроризма и преступности".
Прочие политики и руководители находили в президентском проекте и иные положительные стороны. Например, тюменский губернатор Сергей Собянин полагает, что "единая система исполнительной власти существует сейчас лишь на бумаге", а "в реальности и на местах, и в регионах, и на федеральном уровне своя власть, которая приводит порой даже к политической конкуренции». Министр финансов Алексей Кудрин в интервью журналу "Итоги", заявил, что предложения Владимира Путина дадут стимул для развития региональных экономик и улучшат ситуацию с их бюджетами, поскольку «бизнес будет освобожден от ренты местных элит». Московский мэр Юрий Лужков высказал мнение, что новые губернаторы «должны хорошо решать экономические, хозяйственные проблемы регионов; это должны быть прежде всего хозяйственники и в меньшей степени политики». Петербургский губернатор Валентина Матвиенко полагает, что "главы регионов получат реальные рычаги управления", а президент Башкирии Муртаза Рахимов считает, что это «позволит прежде всего избежать опасности прохода во власть случайных людей».
Есть, конечно, в субъектах федерации и редкие критические выступления, теряющиеся на фоне всеобщего одобрения. Наиболее последовательно критика проекта звучала в Татарии, хотя президент республики Минтимер Шаймиев и полагает, что "в России должна быть примерно такая вертикаль власти, которая все эти годы была в Татарстане". Однако местному Госсовету не понравилась идея роспуска региональных парламентов, дважды рискнувших отклонить предложенную президентом России кандидатуру. Председатель Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин заявил, что его депутаты готовят поправки, которые «коснутся, в частности, недопустимости роспуска всенародно избранного законодательного органа вследствие его несогласия с мнением президента страны». Впрочем, свою фронду г-н Мухаметшин смягчил, добавив, что в целом парламентарии считают правильным избрание главы региона законодательным органом.
Скепсис по вопросу процедуры проявил и башкирский президент. По мнению г-на Рахимова, механизм избрания глав регионов "должен быть выработан без спешки, взвешенно и объективно, с учетом положений Конституции страны", а пока он «до конца не выработан, он сыроват".
Еще резче против нового порядка выступили в Чувашии. 6 октября республиканский Госсовет принял постановление, в котором звучали суровые слова о том, что президентский проект «не в полной мере соответствует Конституции РФ и общепризнанным принципам и нормам международного права». Но на практике это вылилось в косметические поправки. Госсовет счел, что парламент должен не «наделять полномочиями» представленного президентом кандидата, а «избирать» его. Кроме того, депутатам не понравились слова о том, что президент может отозвать губернатора из-за «утраты доверия». Их поправка предлагает более точно сформулировать основания, на которых зиждется то самое президентское доверие, как то, к примеру, «ненадлежащее исполнение обязанностей», повлекшее «массовые и грубые нарушения прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации» и т.п.
Главе Новосибирского областного совета Виктору Леонову тоже не понравилась процедура роспуска региональных парламентов. "Это явное нарушение конституционных норм, поскольку систему государственной власти в субъекте РФ определяют две ветви -- исполнительная и законодательная", -- заявил спикер на прошлой неделе. "В условиях когда почему-либо отсутствует губернатор, его обязанности исполняет кто-то из заместителей, и при наличии законодательного собрания обе ветви власти действуют, но если будет распущено законодательное собрание, исполнительная власть утратит легитимность", -- отметил г-н Леонов. Он считает, что нужно сохранить существующий порядок роспуска парламентов в судебном порядке.
Владимир ДЗАГУТО