|
|
N°200, 01 ноября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Удвоение РЖД
Компания планирует в 2005 году в два раза увеличить прибыль
В следующем году «Российские железные дороги» планируют увеличить чистую прибыль почти вдвое -- до 16,9 млрд руб. (8 млрд руб. в текущем году). Этот показатель уже утвержден на прошедшем в пятницу совете директоров РЖД. Железнодорожники уверяют, что таких показателей им удастся добиться благодаря последовательной политике по повышению эффективности управления компанией и снижению издержек. Однако выручка компании в следующем году увеличится лишь на 16% -- до 758 млрд руб. (648 млрд руб. в нынешнем году) . Примерно на столько же возрастет и расходная часть бюджета -- до 688 млрд руб. (592 млрд руб. соответственно). Примечательно, что увеличение прибыли РЖД произойдет на фоне введения со следующего года раздельного бухгалтерского учета доходов и расходов компании, что предваряет переход компании на международные стандарты отчетности.
Вице-президент РЖД по финансам Федор Андреев так прокомментировал «Времени новостей» планы стремительного роста прибыли: «Это связано с математикой. Соотношение прибыли РЖД к выручке невелико и составляет всего лишь 5%. Если выручка компании в 2005 году ожидается на уровне 25 млрд долл., то рост прибыли заложен с 16 до 30 млрд рублей».
Г-н Андреев не стал связывать темпы роста прибыли с внедрением с 2005 года в финансовую документацию РЖД раздельного учета расходов и доходов компании по видам деятельности. Известно, что по замыслу правительственных реформаторов грядущее разделение отчетности должно повысить прозрачность финансовых потоков РЖД, создать основу для принятия решений относительно убыточных видов деятельности, выявить области сокращения эксплуатационных затрат и сформировать основу для эффективного регулирования тарифов. По словам г-на Андреева, увеличение прибыли будет достигнуто, в частности, за счет снижения убыточности пассажирских перевозок и передачи многих социальных объектов в собственность муниципалитетов.
Совет директоров подверг незначительной правке предложенные правлением проекты финансового плана и инвестпрограммы. Так, доходную часть бюджета совет директоров одобрил практически без изменений, сократив ее на 1 млрд руб. А вот в части расходов между РЖД и правительством еще остаются поводы для дополнительного обсуждения. Совет директоров утвердил расходы РЖД на уровне 688 млрд руб., существенно увеличив показатель, утвержденный неделю назад правлением, -- 679,9 млрд руб. Совет также одобрил утвержденный правлением объем инвестпрограммы на 2005 год -- 184 млрд руб.(138 млрд руб. из них придутся на собственные средства РЖД, а остальные -- на привлеченные), что на 36% больше показателя текущего года.
Председатель совета директоров РЖД вице-премьер Александр Жуков, общаясь с журналистами в перерыве заседания, посетовал, что у компании остаются «слишком большие расходы, связанные с непроизводственной деятельностью». Их, заявил он, «нужно сокращать». Вице-премьер также подверг сомнению целесообразность вложений в объекты социальной сферы, которые компания в перспективе планирует передать местным властям. На что глава РЖД Геннадий Фадеев сообщил, что до утверждения бюджета правительством будут проведены согласительные процедуры. У чиновников возникли вопросы и к обоснованности инвестиций в конкурентные секторы железнодорожной отрасли. В ответ на это г-н Фадеев пообещал, что в ближайшее время РЖД проанализирует, какие структуры будут выводиться на рынок и есть ли необходимость в них инвестировать.
Впрочем, в руководстве РЖД уверены, что бюджет и инвестпрограмма будут одобрены правительством без радикальных изменений, поскольку оба документа до утверждения на совете директоров согласовывались с Минэкономразвития, Минтрансом и Федеральной службой по тарифному регулированию. Да и г-н Жуков в пятницу отметил, что «проект бюджета предусматривает рост прибыли и капвложений, что даст возможность для роста перевозок и развития компании». А г-н Фадеев подчеркнул, что в бюджете РЖД на 2005 год «соблюден баланс интересов государства, компании и потребителей».
Яна ГОДОВАНАЯ