В банковском бизнесе становится тесно. Скоро будет еще и жарко. Вялотекущий передел сфер влияния может уже на этой неделе перерасти в полномасштабную PR-войну. Борьба за деньги атомной отрасли развела по разные стороны баррикад Альфа-банк и МДМ-банк. Цена вопроса -- 3 млрд долларов (ежегодные финансовые потоки отрасли). Львиная доля (60%) этих денег проходит через Конверсбанк. Контрольный пакет акций «Конверса» принадлежит предприятиям, подведомственным Министерству по атомной энергии, однако с осени прошлого года его фактически контролирует МДМ, делающий ставку на поглощение своего подопечного.
В Альфа-банке считают, что укрепление позиций Конверсбанка в атомной отрасли -- следствие закулисного сговора уволенного весной «атомного» министра Евгения Адамова с МДМ-банком, и предлагают распределять деньги атомщиков с помощью тендеров. МДМ обвиняет во всех своих бедах Альфа-банк и по-прежнему хочет присоединить к себе Конверсбанк. Новое руководство Минатома делает вид, что довольствуется ролью арбитра, однако идея отдать деньги отрасли в одни руки у ядерных чиновников не пользуется былой популярностью.
Долго копившееся напряжение вырвалось наружу в минувшую пятницу. Рутинное, на первый взгляд, годовое собрание акционеров Конверсбанка было фактически сорвано. По нашим данным, руку к этому приложил Минатом, потребовавший от акционеров-атомщиков, проголосовавших заочно, прибыть на собрание и отменить собственные письменные распоряжения. Есть как минимум две версии, объясняющие не очень понятное поведение министерства.
По одной из них, преграды на пути к слиянию «Конверса» и МДМ могли быть сняты уже в прошлую пятницу. В повестку дня годового собрания был включен вопрос о передаче председателю правления Андрею Мельниченко, по совместительству возглавляющему МДМ-банк, права самостоятельно принимать решение о вхождении Конверсбанка в холдинговые компании или финансово-промышленные группы. Акционеры, проголосовавшие заочно, эту идею поддержали. Однако Минатом не захотел развязывать руки г-ну Мельниченко и потребовал от "заочников" блокировать расширение полномочий главы банка. В пользу этой версии свидетельствует то, что представители нескольких акционеров Конверсбанка, не сговариваясь, сообщили нашей газете о том, что вопрос о дальнейшей интеграции с МДМ на собрании все же поднимался.
Представители МДМ-банка утверждают, что авторы этой версии передергивают факты. «Никакой свободой слияния здесь и не пахло, глава Конверсбанка просто получил бы возможность разобраться со всякой «мелочью», где банку принадлежит менее 3% акций, -- говорит представитель МДМ. -- Слияние двух банков подразумевает переход
из рук в руки гораздо больших пакетов, поскольку аудиторы считали справедливым обменивать акции Конверсбанка на акции МДМ в пропорции 7 к 3».
По версии МДМ-банка, сумятица на собрании была вызвана тем, что акционеры не сумели вовремя договориться о персональном составе наблюдательного совета Конверсбанка. На 13 мест в совете претендовало 17 кандидатов. Кардинальных изменений в совете произойти в любом случае не должно.
Теперь в работе собрания объявлен перерыв до 12 июля. За 15 рабочих дней сторонам придется искать компромисс. И здесь возможны любые сюрпризы.
Минатом демонстрирует олимпийское спокойствие. «Мы не оказывали никакого давления на акционеров Конверсбанка», -- заверил газету «Время новостей» первый замминистра Владимир Виноградов. По его словам, накануне годового собрания министерство не имело каких-либо претензий к менеджменту «Конверса». Он объясняет это тем, что окончательного решения относительно судьбы своего главного отраслевого банка министерство еще не приняло. «Мы должны определить, каким будет размер этого банка, каким будет его бизнес, какой пакет акций -- контрольный или блокирующий -- сохранят за собой предприятия отрасли», -- говорит г-н Виноградов.
Процесс самоопределения не обещает быть быстрым. По словам г-на Виноградова, новый наблюдательный совет, который появится у Конверсбанка 12 июля, должен проанализировать работу менеджмента и выработать рекомендации «как жить дальше». Пока министерство держит паузу, члены наблюдательного совета, представляющие интересы атомщиков-акционеров, посылают председателю правления недвусмысленные сигналы. «Реальным итогом собрания стало то, что Мельниченко почти не оставили возможностей для маневра, -- говорит один из членов совета. -- Шансов продавить слияние в Минатоме и Минимущества у него нет». Вопрос лишь в том, согласится ли г-н Мельниченко уйти по-хорошему, получив в качестве отступных за отставку с поста председателя правления крупный (больше блокирующего) пакет акций Конверсбанка, говорит член совета.