|
|
N°200, 01 ноября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дмитрий Пономарев: «Моя цель -- сделать удобную систему торговли разными инструментами»
Торговлю электроэнергией по свободным ценам осуществляет Администратор торговой системы энергорынка. Руководитель АТС Дмитрий ПОНОМАРЕВ заявил «Времени новостей», что именно на его площадке разрабатываются проекты решений о том, как будет развиваться торговля таким специфическим товаром, как киловатт-часы.
-- Что такое АТС сегодня?
-- Прежде всего это организатор торгов на конкурентном рынке электроэнергии, который помимо прочего планирует нагрузку энергосистемы в ежесуточном режиме -- как в секторе свободной торговли, так и в регулируемом (государством. -- Ред.) секторе. При этом мы рассчитываем почасовой объем реализации электрической энергии отдельно и по генерации, и по потреблению. Это впервые в отрасли. Второе: АТС -- это организация, которая обслуживает систему финансовых расчетов. Ведь после торгов нужно, чтобы покупатель получил товар, а продавец -- деньги. Третье: АТС -- это организация, участвующая в разработке правил рынка. В дополнение к постановлению правительства о запуске свободного сектора рынка нами была создана четкая система договоров и регламентов, являющихся дополнениями к основному договору -- о присоединении к торговой системе оптового рынка.
-- Виктор Христенко, ранее занимавший пост вице-премьера, летом прошлого года предсказывал, что в свободном секторе будет продаваться сразу максимальный объем -- 15% от генерации страны. Этого не случилось, в последнюю пару месяцев объем составляет лишь 8--9%. Почему так произошло? Участники рынка не хотят свободной торговли или затруднен доступ на рынок?
-- Есть несколько причин. Первая -- это недостаток информации как о самом рынке, так и о правилах доступа и работы на нем. До сих пор потребители считают, что для выхода на свободный сектор необходимо разрешение Федеральной службы по тарифам. Вторая -- это отсутствие квалифицированных специалистов при достаточно жестких требованиях к работе на рынке, особенно в части сектора отклонений (от плана, составляемого за сутки до поставки, -- в этом случае участник попросту штрафуется. -- Ред.). Третья -- это технологическое оснащение. Дело в том, что монтаж, проектирование и сдача в эксплуатацию необходимых для работы на рынке систем коммерческого учета занимает около полугода. И наконец, четвертая причина -- это политика большинства региональных энергосистем, которые, с одной стороны, скажем так, не способствуют выходу на рынок потребителей или сбытовых компаний, а с другой -- сами торгуют на рынке по сути только разницей между собственной генерацией и собственным потреблением. К тому же региональные энергокомпании имеют собственные планово-экономические показатели, которые, очевидно, ухудшаются в случае выхода на оптовый рынок крупных потребителей. Все это существенно снижает ту планку в 15%, которая является для нас ориентиром.
-- Можно ли цену, по которой идет торговля в АТС, назвать рыночной? Ваши оппоненты говорят, что цена по определению не может быть рыночной, так как подавляющее большинство участников -- структуры РАО «ЕЭС».
-- Что такое рыночная цена? Это цена, по которой продавец самостоятельно решил продать, а покупатель самостоятельно решил купить товар. В секторе свободной торговли цена по двустороннему договору, как и цена, рассчитываемая АТС на основе ценовых заявок участников, является рыночной, потому что ее уровень полностью определяется самими участниками, а не государственным регулирующим органом. А вы, видимо, имеете в виду возможность манипулирования, так это никак не связано с РАО. На любом рынке, в любой модели всегда есть риск манипулирования ценой (даже, как ни парадоксально, в условиях государственного регулирования цен). Но таких случаев в секторе свободной торговли мы пока не выявили.
-- Вы хотите сказать, что РАО «ЕЭС» не вмешивается в этот процесс?
-- Нет. Как я уже сказал, цена рассчитывается АТС на основе свободных ценовых заявок участников. Были даже два случая, когда люди за ноль покупали электроэнергию. Совершенно рыночная ситуация! Более того, если посмотреть структуру участников, то можно увидеть, что существенный объем -- более 30% -- на рынке продает концерн «Росэнергоатом». При чем здесь РАО «ЕЭС»?
-- Если не считать «Росэнергоатома», доля независимых от РАО участников рынка невелика. Но если бы появились независимые участники, выросла бы конкуренция и, возможно, снизилась бы цена...
-- Новая категория участников действительно появилась -- это компании, которые работают только на свободном рынке. При том, что это не только конечные потребители, но и сбытовые компании (компании, консолидирующие несколько конечных потребителей и обеспечивающие им доступ на рынок. -- Ред.). Скорость выхода таких участников на рынок ограничена уже обозначенными мною проблемами: недостатком информации, нехваткой специалистов, нежеланием региональных энергосистем отпускать крупных потребителей и т.д. Что касается цены, то есть опасение, что с выходом большого количества участников с розничного рынка цена может не снизиться, а возрасти.
-- А вы можете заставить региональную энергокомпанию пустить предприятие на рынок? Например, УАЗ уже больше двух лет пытается вырваться из-под «Ульяновскэнерго», но у него это не получается.
-- Заставить не могу, тем не менее мы пытаемся помочь. Для этого в АТС создана конфликтная комиссия, мы собираемся примерно раз в две недели и рассматриваем по 8--10 подобных ситуаций. Более того, даже ФАС недавно открыла дело за доминирующее монопольное положение на одну из энергосистем.
-- Ваш прогноз: в ближайший год увеличится число независимых от РАО участников на рынке?
-- Уверен, но без решения проблемы перекрестного субсидирования существенного роста числа вчерашних розничных потребителей на оптовом рынке не произойдет.
-- Обсуждаются ли какие-нибудь способы решения проблемы перекрестного субсидирования?
-- Конечно. Дело в том, что сейчас проблема перекрестного субсидирования носит региональный характер, требующий принятия решений на региональном уровне. Мы поддерживаем идею переноса способов решения этой задачи на федеральный уровень, что потребует вывода всей генерации на оптовый рынок. Это позволит увеличить набор инструментов и увеличить темпы решения проблемы.
-- Когда возможно вывести всю генерацию на рынок?
-- Это зависит от решения правительства.
-- Если удастся вывести всю генерацию на рынок, что будет с высокозатратными электростанциями -- угольными, мазутными, они не разорятся?
-- Вывод генерации на рынок не означает отказа от регулирования, в том числе от ценового (обсуждается возможность неких механизмов компенсации тепловым электростанциям за то, что летом из-за невостребованности тепловой энергии у них складывается высокая себестоимость электроэнергии. -- Ред.).
-- Анатолий Чубайс предлагает создать новый рынок, основанный на прямых договорах между продавцами и покупателями энергии. Уже есть расчеты, как это отразится на стоимости киловатт-часа?
-- Сейчас предельной ценой в свободном секторе является средневзвешенный тариф регулируемого рынка, это является естественным ограничителем цены на электроэнергию. В новой модели гарантией стабильности цены будут именно двусторонние договоры, заключенные участниками на длительный период и по цене, рассчитываемой на базе установленных тарифов.
-- Кто разрабатывает новую модель рынка, есть какой-либо формальный орган -- например, рабочая группа, -- который несет ответственность за разработку того или иного решения?
-- Рабочие группы есть, но нельзя сказать, что порядок их формирования и работы жестко формализован. Это группы по экономике, по двусторонним договорам, по финансовым расчетам и группа по юридическим вопросам. В их состав входят специалисты РАО «ЕЭС» и АТС. После того как будут проработаны принципиальные вопросы и появятся тексты, мы предложим их для обсуждения более широкому кругу участников рынка.
-- А кто оценивает надежность работы энергосистемы в целом при той или иной модели рынка?
-- При РАО «ЕЭС» создан совет по надежности, куда вошли представители министерств, самого РАО, концерна «Росэнергоатом», всех инфраструктурных организаций и эксперты. Недавно им была в целом одобрена концепция надежности «ЕЭС России». Это результат почти полугодовой работы. Более того, сейчас разрабатываются рекомендации по организации системы регулирования вопросов надежности.
-- «Иркутскэнерго», независимая от РАО «ЕЭС» компания, уже давно инициировала обсуждение вопроса о необходимости создания семи ценовых зон -- по федеральным округам. По мнению компании, исторически сложилось, что энергоемкие предприятия и мощные электростанции с дешевой себестоимостью выработки энергии расположены в Сибири. В какой стадии сейчас обсуждение предложения о разделении рынка на ценовые зоны?
-- В разработке новой модели рынка (прямых договоров. -- Ред.) активно участвуют представители «Иркутскэнерго» и «Евросибэнерго» (компания, управляющая энергоактивами «Базового элемента». -- Ред.). Стоит задача сделать новую модель максимально удобной для всех игроков. Мы обсуждаем, как этого добиться: через ценовые зоны или иначе.
-- Сейчас энергетический рынок работает в режиме «на сутки вперед». Планируется ли изменять этот временной интервал?
-- И в действующей модели, и в обсуждаемой есть двусторонние договоры. Ничто не мешает участникам рынка их заключать, скажем, на неделю, на месяц или на более продолжительный период. Но мировая практика показывает, что механизм централизованных торгов на основе заявок наиболее эффективен в режиме «на сутки вперед». Чем ближе к реальному времени, тем выше точность прогноза, поэтому мы не только сохраним этот режим, но думаем дополнить его новыми торгами.
-- Вы выступили с инициативой внедрить на энергорынке фьючерсную торговлю. В чем именно состоит ваше предложение?
-- Для энергетиков фьючерсный рынок -- это больше инструмент реального хеджирования, чем спекулятивный инструмент. Во всем мире электроэнергетика -- это фантастически волатильный рынок, что связано с изменениями технологических и погодных условий. Поэтому полноценный завтрашний рынок может быть эффективным только тогда, когда спот-торговля, т.е. торговля реальным товаром, соседствует с эффективным рынком производных. В настоящее время мы разработали систему фьючерсных контрактов, тестовые торги которыми уже ведутся. К началу следующего года будут разработаны правила торговли. Для этого нами создается комитет, состоящий из экспертов АТС, представителей компаний, работающих на рынке электроэнергии, и представителей финансовых институтов, которые работают на рынке производных инструментов.
-- Вы будете внедрять фьючерсную торговлю самостоятельно или в партнерстве с уже существующей торговой площадкой?
-- Сейчас идет выбор. Либо мы пойдем по пути получения у ФСФР лицензии биржи, либо это будет совместный проект с какой-либо из торговых площадок, и этот инструмент будет запущен у них. Обсуждение идет. На самом деле правильнее это делать с РТС, потому что именно там сейчас торгуются все производные.
-- Какие-то договоренности с РТС уже есть?
-- В совет директоров РТС было направлено соответствующее предложение, там была создана соответствующая рабочая группа, с которой мы очень тесно работаем (г-н Пономарев является членом совета директоров РТС, до недавнего времени возглавлял его. -- Ред.).
Я считаю, что нужно двигаться к объединению инфраструктур вне зависимости от обслуживаемых рынков. Уже сейчас мы рассчитываемся в одной расчетной палате и можем построить единую клиринговую структуру. Моя цель -- сделать для участника удобную систему торговли разными инструментами. А ему удобнее, когда он несет меньшие издержки. Это возможно только при создании единой инфраструктуры на единой технологической платформе.
-- Если АТС будет широкой торговой площадкой с разными инструментами, то для нее будет актуальной такая проблема, как защита информации. Сейчас далеко не все уверены, что на рынке электроэнергии инсайд отсутствует как класс. Вы гарантируете защиту информации?
-- Вопрос на самом деле в другом -- как сделать рынок максимально прозрачным. Необходимо организовать систему оперативного, полного и достоверного информирования участников рынка о динамике показателей, влияющих на принятие экономических решений. Только тогда рынок будет эффективным и снизится возможность манипулирования. Опыт моего посещения энергетических бирж на Западе показывает, что там информация открывается в полном объеме. Вот прогноз погоды на час вперед -- по всей стране или по зоне, где торгуют, вот направление ветра, вот в реальном времени информация о понижении или увеличении нагрузки на отдельных генерирующих единицах. Вот объективная информация о ремонтах -- о плановых и внеплановых. И так далее. В России этого нет. Поэтому первая задача -- раскрытие информации, и только после этого я бы ставил вопрос о защите той части информации, которая признана конфиденциальной. Только при такой последовательности действий мы можем узнать, на самом деле нужна была эта информация кому-то или нет.
-- В РАО «ЕЭС» говорят, что АТС передает им всю информацию о торгах, так как она необходима для анализа и разработки дальнейших шагов по реформированию отрасли.
-- Объясняю. По договору о присоединении к торговой системе информация о результатах деятельности каждого участника является конфиденциальной. После того как мы получили от РАО просьбу о предоставлении информации по ее дочерним компаниям, первый ответ был «нет». После чего мы согласовали с участниками рынка и с РАО «ЕЭС» форму письменного согласия каждого субъекта на раскрытие информации о нем в РАО, которое разослало эту форму в «дочки». В настоящее время из АТС в РАО уходит только та информация, которая была согласована в этих специально подписанных соглашениях. Ни в какую третью компанию эта информация не уходит. У нас, кстати, по этому поводу возникла проблема с Федеральной службой по тарифам. Мы выяснили, что ФСТ не имеет права на получение от нас коммерческой информации по субъектам. Мы ей отказываем в предоставлении информации о персональных итогах торгов. Посмотрите на письмо Сергея Новикова (руководитель ФСТ. -- Ред.) Михаилу Фрадкову -- он жалуется на АТС, потому что ему не дают данные для составления баланса. Это правда! Субъекты рынка не дают согласия на предоставление этой информации, и мы ее не даем ФСТ. Это говорит о том, что в АТС все налажено.
-- Много ли «дочек» РАО не согласилось на предоставление материнской компании этой информации?
-- Есть несколько энергосистем -- три или четыре, которые не давали согласия на раскрытие информации. И поэтому мы ее никуда не передаем. А так с июня, когда мы начали собирать эту информацию, почти все согласились. Но есть другая проблема. Мы не знаем, как быть с «распакованными» энергосистемами. Это новые компании. И мы, видимо, сейчас снова закроем всю информацию, пока вновь образованные участники не подтвердят свое согласие на то, чтобы мы что-то кому-то предоставляли. Все должно происходить строго в рамках нормативного поля.
АТС предложено торговать газом
Федеральная антимонопольная служба предложила правительству рассмотреть возможность организации биржевой торговли газом на площадке АТС. Об этом говорится в тексте письма, направленного на прошлой неделе службой премьер-министру Михаилу Фрадкову, выдержки из которого AK&M сообщили в пресс-службе ФАС. Основное предложение ФАС состоит в том, что, по аналогии с энергорынком, рынок газа может быть секторальным. На нем могут сосуществовать регулируемый и конкурентный секторы -- с постепенным уменьшением объемов первого в пользу второго. И для торговли "свободным" газом, а также иными энергетическими ресурсами (нефтью и нефтепродуктами) можно использовать ту же площадку, что и для торговли электроэнергией, -- Администратора торговой системы. Какие конкретно объемы газа реально, с точки зрения ФАС, выставить на свободные торги уже в ближайшем будущем, в ведомстве не уточняют. Однако из контекста письма следует, что на первом этапе речь может идти о порядка 15 млрд кубометров в год -- по аналогии с моделью, предложенной в начале этого года НП "Координатор рынка газа" (КРГ). ФАС, в частности, напомнила про проект постановления правительства о необходимости реализации «Газпромом» 5--10 млрд кубометров газа по свободным ценам, который уже давно внесен в правительство, и отметила, что объем газа «Газпрома» не должен превышать объемов, реализуемых независимыми производителями. "Возможно участие и "импортного" газа", -- добавляется в документе. В завершении письма ФАС просит правительство "дать соответствующие поручения заинтересованным федеральным органам исполнительной власти для подготовки предложений по практической организации биржевой торговли газом».
Как развивался энергорынок
За год число участников сектора свободной торговли электроэнергией выросло с 9 до 89. При этом возможность торговать сейчас имеют 105 организаций, из них 35 (в том числе госконцерн «Росэнергоатом», объединяющий все АЭС) не входят в структуру РАО «ЕЭС России». В ноябре 2003 года по свободным ценам продавалось 0,9% всей вырабатываемой в России энергии, в октябре 2004-го -- 8,9%. В течение года было продано около 41 млрд кВт ч, в первый месяц торгов средняя цена была около 26 коп. за кВт ч (госцена составляла 29 коп.), сейчас она колеблется около 51 коп. за кВт ч (госцена равна примерно 52 коп.). С 1 ноября прошлого года по 1 октября нынешнего было заключено 47 двусторонних договоров между покупателями и продавцами на поставку энергии в объеме 2,22 млрд кВт ч (5,9% от общего объема реализации на свободном рынке).
Беседовал Николай ГОРЕЛОВ