|
|
N°200, 01 ноября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Газпром» и тайная комната
Концерн не определился с нефтяными активами
Создание компании «Газпромнефть» преодолело «нулевую» стадию. Как и предполагала газета «Время новостей», в минувшую пятницу совет директоров «Газпрома» согласовал создание ООО «Газпромнефть» с уставным капиталом 30 млн руб. Нефтяная «дочка» концерна будет в ближайшее время зарегистрирована в Санкт-Петербурге. А в течение двух-трех месяцев правление «Газпрома» должно подготовить и представить совету директоров технико-экономическое обоснование «Газпромнефти». По официальной версии, которую озвучил глава администрации президента и совета директоров «Газпрома» Дмитрий Медведев после заседания в пятницу, это первый этап создания нефтяной компании в рамках концерна. Второй этап предполагает наполнение «Газпромнефти» реальными нефтяными активами. Правда, пока окончательная схема передачи и полный перечень активов не разработаны даже внутри «Газпрома». С большими сложностями идет и процесс подготовки к поглощению концерном госкомпании «Роснефть», активы которой, по версии менеджмента монополии, должны быть интегрированы в «Газпромнефть». Все это позволяет говорить, что борьба за контроль над новым нефтяным гигантом продолжается, хотя публичных проявлений конфликта в последнее время не наблюдается.
Совет директоров «Газпрома» прошел быстро. Серьезного обсуждения не состоялось ни по одному из вопросов. Были одобрены принципы бюджетирования и снижения затрат без поручений внедрить их в работу, принята к сведению информация о работе «Газпрома» в Средней Азии, утвержден отчет о выпуске рублевых облигаций, согласована покупка 9% Latvies gase, а также учреждение «Газпромнефти». На мероприятии отсутствовал традиционный возмутитель спокойствия на заседаниях совета -- министр экономического развития Герман Греф. А внесенный им вопрос о едином тарифе на транспортировку газа по магистральным газопроводам был снят по инициативе министра промышленности и энергетики Виктора Христенко. Коллега г-на Грефа по правительству аргументировал это тем, что вопрос сначала следует решить на уровне правительства (в рамках обсуждения реформирования газовой отрасли), а затем уже говорить об этом на совете директоров компании.
Дискуссий не вызвал и вопрос о «Газпромнефти», что было ожидаемо. Во-первых, отсутствовал г-н Греф, чье ведомство за последние недели через прессу задало довольно много вопросов по данной теме. Во-вторых, обсуждать было нечего. Материалы по данному вопросу не содержали никакой новой информации.
Тем не менее кремлевский куратор создания «Газпромнефти» и поглощения ею «Роснефти» г-н Медведев все же счел нужным по окончании совета сделать заявление для прессы. «Цель создания ООО «Газпромнефть» -- повышение эффективности работы ОАО «Газпром» как вертикально интегрированной компании и оптимизация структуры управления основными видами деятельности, -- цитируют его информагентства. -- Создание ООО «Газпромнефть» будет осуществляться в два этапа: учреждение и доработка технико-экономического обоснования деятельности и передача на баланс компании имеющихся в «Газпроме» активов в сфере добычи жидких углеводородов. Основными видами деятельности ООО «Газпромнефть» станут добыча нефти и газового конденсата, их транспортировка и хранение. Добыча жидких углеводородов является профильным видом деятельности для ОАО «Газпром» в связи с разработкой не только газовых и газоконденсатных, но и нефтегазовых и нефтяных месторождений».
Заявление г-на Медведева после предыдущего совета директоров «Газпрома» 28 сентября имело прямого адресата -- президента «Роснефти» Сергея Богданчикова, который написал письмо Владимиру Путину с просьбой не отдавать «Роснефть» в полное распоряжение «Газпрома». Напомним, тогда председатель совета директоров концерна жестко заявил, что следует не допустить увода активов «Роснефти», а сама она будет полностью интегрирована в «Газпромнефть». Конфликт не получил развития в публичном поле, но говорить о его полном урегулировании не приходится. Более того, как и ожидалось, противодействие сделке со стороны влиятельных оппонентов приобрело форму «партизанской войны», с которой гг. Медведеву и Миллеру бороться гораздо сложнее, чем с открытой оппозицией.
С одной стороны, «Роснефть» не чинит никаких препятствий ни уполномоченному «Газпромом» оценщику активов -- инвестиционному банку Dresdner Kleinwort Wasserstein, ни самому газовому концерну в получении сведений. Как сообщил источник в «Газпроме», «Роснефть» предоставила специальную комнату для работы оценщиков и сотрудников «Газпрома» с любой необходимой информацией о деятельности компании. Это подтвердил и источник, близкий к совету директоров «Роснефти», уточнив, что и с банком, и с концерном были подписаны соответствующие соглашения о конфиденциальности. «Пока комнатой пользуются только оценщики, представители «Газпрома» в ней пока не работают», -- добавил собеседник газеты.
С другой стороны, показательна ситуация с выбором правительственного оценщика 10,7% акций «Газпрома» и 100% акций «Роснефти». Напомним, что концерн свой выбор сделал почти месяц назад и уже в середине ноября должен получить результаты оценки. Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое является уполномоченным правительством ведомством по подготовке сделки, до сих пор не определилось со своим оценщиком. И до последнего времени его представители избегали комментариев на этот счет.
В пятницу глава ФАУФИ Валерий Назаров сообщил Интерфаксу, что определится с оценщиком к среде, 3 ноября. «У нас есть пять иностранных компаний-претендентов, среди которых Morgan Stanley, Goldman Sachs и Citibank», -- сказал он. Еще два претендента, по информации «Времени новостей», -- банки ABN Amro и CSFB. Однако ни один из банков не горит особым желанием поработать с агентством, что, в частности, тормозит процесс. Во-первых, есть финансовые риски -- в смете ФАУФИ не заложены средства на процедуру оценки «Роснефти» и «Газпрома». Во-вторых, имеются политические и репутационные риски, что показала оценка «Юганскнефтегаза». В любом случае работа оценщика займет стандартный месяц, следовательно, процесс выйдет за рамки графика, обнародованного руководством «Газпрома», которое планировало уже в начале декабря осуществить сделку.
Что может войти в «Газпромнефть»
По предварительным расчетам, совокупные нефтяные ресурсы «Газпромнефти» без учета результатов сделки «Газпрома» с правительством составят 1,6 млрд тонн нефтяного эквивалента. На компанию или ее дочерние структуры будут переоформлены лицензии на Южно-Киняминское, Новопортовское, Тазовское и Долинское нефтяные месторождения. Кроме того, «Газпромнефть» будет представлять интересы «Газпрома» в проекте освоения Приразломного месторождения, которое пока осваивается на паритетных началах с «Роснефтью». А также в совместном предприятии с ЛУКОЙЛом -- «Центркаспнефтегазе», созданном для работы на каспийском шельфе. К «Газпромнефти» перейдет контрольный пакет акций компании «Стимул», выкупленной недавно у семьи Гетти. Обсуждается возможность передачи «Газпромнефти» прав на разработку валанжинских залежей Заполярного и Песцового месторождений. Вероятно, в нефтяную «дочку» будут переданы также активы «Уренгойгазпрома» и «Сургутгазпрома» по переработке и транспортировке жидких углеводородов. Однако нельзя исключать, что они будут включены в другой холдинг -- «Газпромпереработка» (см. «Время новостей» от 26 октября).
Алексей ГРИВАЧ