|
|
N°199, 29 октября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Страдивари за харизму
В Москве пройдет Второй конкурс скрипачей имени Паганини
До недавних пор словосочетание «конкурс имени Паганини» означал одно -- известное полвека состязание скрипачей в Генуе. Там же, на родине Паганини, хранится его скрипка работы Гварнери, на которой получают возможность сыграть лауреаты. Единственным скрипачом, играющим на легендарном инструменте в концертах, оказался россиянин Сергей Стадлер, когда организовал фестиваль «Скрипка Паганини в Эрмитаже» (тогда же академик Лихачев удостоил Стадлера титула «русский Паганини»). Стадлер стал и одним из организаторов Конкурса имени Паганини в Москве и второй раз (первый конкурс прошел в 2003 году) возглавляет жюри.
Второй Московский конкурс имени Паганини объявили открытым в 222-й день рождения «демонического гения» -- 27 октября, на пресс-конференции в РИА «Новости». Министр культуры Александр Соколов сказал, что «первый блин вовсе не был комом», и одобрил идею объединения лауреатов московского и генуэзского конкурсов (участников соревнования и членов жюри) в торжественном гала-концерте на церемонии награждения победителей. Этот «слет звезд» состоится 1 декабря на Новой сцене Большого театра. Приглашения на этот светский раут с кофе и шампанским распространят «там, где это действительно нужно», -- от Академии наук до музыкальных школ. (Просто билетов не будет.) Вечер должен стать гордостью столицы. «Надо, чтобы все знали: каждый год в первый день зимы в Москве проходит лучший в мире скрипичный концерт», -- заявил Максим Викторов, председатель попечительского совета Фонда скрипичного искусства, при активном содействии и на средства которого пройдет конкурс.
Участие в конкурсе может принять любой скрипач старше 14 лет, вне зависимости от исполнительского «вероисповедания»: захочет играть в «аутентичной» манере -- пожалуйста. Ограничение касается лишь победителей прошлого конкурса. Прослушивания начнутся 23 ноября (1-й и 2-й туры пройдут в Малом зале Консерватории), а 30-го состоится финал в Большом зале Консерватории с участием оркестра Владимира Зивы. В обязательной программе, разумеется, фигурируют произведения Паганини, «по которым сразу становится все ясно», заметил Стадлер, попеняв Конкурсу Чайковского за исключение опусов Паганини из непременных.
Кроме денежного вознаграждения (10, 8 и 6 тыс. долл.) трое победителей получат статуэтки «Паганини с золотой скрипкой», «Паганини с серебряной скрипкой» и «Паганини с бронзовой скрипкой» работы скульптора Александра Голышева (их всего три -- делить премии невозможно). Фонд скрипичного искусства учредил Гран-при для таланта, в котором обнаружится «харизма Паганини» или явная неординарность, и не обязательно из числа лауреатов (ведь любой конкурс в большей мере ориентирован на «спортивность», нежели на личностные качества музыканта). Обладателю Гран-при будет на год предоставлен роскошный инструмент Антонио Страдивари (около 1720 года), принадлежавший Генрику Венявскому -- первому профессору-скрипачу первой российской консерватории, скончавшемуся в Москве и оставившему здесь скрипку. Инструмент Венявского (как и он сам), по словам Стадлера, наша национальная гордость и достойный ответ Генуе. Страдивариуса предоставляет Государственная коллекция уникальных музыкальных инструментов, с которой Фонд скрипичного искусства сотрудничает много лет. Сам фонд располагает скромной коллекцией струнных и старается пополнять ее, разыскивая инструменты по всему миру, реставрируя их, приобретая на торгах аукционного дома Sotheby's (одного из партнеров конкурса). Прошлогодняя победительница Елена Семенова получила от фонда во временное пользование отличную скрипку из этой коллекции.
В жюри кроме неизменного Стадлера вошли скрипачи Эдуард Грач (профессор Московской консерватории), Максим Федотов (профессор РАМ имени Гнесиных), виолончелист, пианист и дирижер Александр Рудин, лауреат Конкурса имени Чайковского Михаэла Мартин (Германия), Юлиан Рахлин (Австрия) и Ицках Рашковский (профессор Лондонской королевской академии музыки).
Татьяна ДАВЫДОВА