|
|
N°109, 25 июня 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Молчание калмыцких ягнят
В энергосистеме Элисты грядут радикальные перемены
Средневолжская межрегиональная управляющая энергокомпания (СМУЭК), в подчинении которой до недавнего времени находились три региональные энергосистемы («Самараэнерго», «Ульяновскэнерго», «Саратовэнерго»), недавно получила еще одного подопечного -- «Калмыкэнерго». Проблемы этой, по выражению Анатолия Чубайса, «самой худшей энергосистемы России» напрямую связаны с местным овцеводством, переживающим нелегкие времена. Гендиректор СМУЭК Владимир Аветисян, сказал глава РАО, должен «выстроить финансовые потоки» в компании и добиться 100-процентной собираемости платежей «живыми» деньгами. Однако станы платят за электричество нерегулярно, говорит г-н Аветисян, «нужно вырастить овец, потом продать шерсть, мясо, ягнят...»
За годы перестройки поголовье сильно сократилось, денежные потоки уменьшились, а затраты на электричество, наоборот, выросли, поскольку устаревшие трансформаторные подстанции энергоемки. Расположены станы на большом расстоянии друг от друга, из-за этого, во-первых, высока себестоимость работы энергосбыта «Калмыкэнерго», а во-вторых, широко распространено воровство электроэнергии (по оценкам г-на Аветисяна, воруется более 10% потребляемого электричества).
Владимир Аветисян уже два раза встречался с президентом республики Кирсаном Илюмжиновым. Они договорились разработать совместную программу вывода энергосистемы из кризиса. Тем не менее пока г-н Аветисян не знает, как именно «выбивать» долги из бюджетных и животноводческих предприятий Калмыкии. Хотя, говорит он, «способы взыскания задолженности не новы -- это претензионно-исковая работа и отключение неплательщиков».
Вторым направлением в работе энергосистемы, по словам г-на Аветисяна, станет строительство генерирующих мощностей. Сейчас в Калмыкии есть недостроенная газотурбинная установка мощностью 25 МВт и комплекс ветряных электростанций суммарной мощностью 15 МВт. Пока же работает одна ветряная электростанция мощностью 1 МВт. Вероятно, до конца года введут в строй еще одну такую же. Эти 2 МВт не сделают погоды в глубоко дефицитной системе. И новое руководство не ждет инвестиций со стороны, а собирается выйти на экономически обоснованные тарифы с инвестиционной составляющей и добиться 100-процентного сбора платежей. Только в этом случае можно будет найти средства на строительство, говорит Аветисян.
Тем временем некоторые миноритарные акционеры РАО «ЕЭС России» обвинили СМУЭК на прошлой неделе в выводе активов из управляемых региональных энергосистем.
Гендиректор СМУЭК Владимир Аветисян рассказал газете «Время новостей», кто и почему недоволен его деятельностью:
-- Ни в какую горячую голову не придет выводить активы сейчас, когда еще обсуждается концепция реструктуризации. К тому же деятельность управляющей компании четко регламентирована законом «Об акционерных обществах».
Я слышал, что подобные высказывания допускал советник президента Андрей Илларионов. По-видимому, миноритарии озаботились его высказываниями. Возможно, сказался и недостаток информации о нашей деятельности, но мне мало верится, что советник президента не сможет получить ее, если захочет. Это некое политиканство, для того, чтобы позиционировать себя в предстоящих процессах. Наверно, это важно для них, но я не считаю, что это продуктивно.
-- Теоретически вы можете вывести активы?
-- По уставу любого акционерного общества до 25% активов любой гендиректор может вывести независимо от того, Аветисян это или кто-то другой. Но ведь с огнем не шутят.
-- Вы фактически управляете четырьмя региональными энергосистемами. Тем не менее Министерство по антимонопольной политике пока выдало разрешение на управление только «Самараэнерго». С чем это связано?
-- В МАП документы еще не подавались из-за того, что не пройдены корпоративные процедуры в РАО «ЕЭС России». К сожалению, в РАО, как в любой массивной компании, достаточно сильно развита бюрократическая система. Я думаю, что в ближайшее время на совете директоров РАО будут подписаны договоры между Анатолием Чубайсом как представителем совета, и мной, а затем переданы в МАП.
Николай ГОРЕЛОВ