|
|
N°199, 29 октября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Федеральная репетиция
Судьи отрабатывали в сенате речи для выступлений перед президентом
Российские служители Фемиды, которым явно не понравились последние законодательные инициативы Совета Федерации, касающиеся судебной системы, вчера смогли впервые высказать свое возмущение в лицо сенаторам.
"Мы получим управляемое правосудие", -- возмущались они на состоявшихся в верхней палате парламентских слушаниях, где обсуждались предлагаемые спикером сената Сергеем Мироновым поправки в законодательство. Г-н Миронов, как известно, считает необходимым изменить порядок комплектования Высшей квалификационной коллегии судей, и если проект будет принят, судьи окажутся в "собственном доме" в меньшинстве, а назначаться будут все тем же сенатом. Понятно, что служителям Фемиды такая опека кажется ненужной, однако вчерашнее заседание так и не помогло определить расклад сил во время предстоящего обсуждения инициатив спикера Миронова в Госдуме. Представители Генпрокуратуры, которых наряду с силовым крылом в администрации президента судьи подозревают в подготовке этих законопроектов, предпочли в дебатах не участвовать.
Так что на слушаниях выступали преимущественно представители судейского корпуса, каждый из которых пытался примерно одними и теми же словами доказать, как проиграет судебная система, а с ней и вся наша страна. "Зачем надо реформировать ВККС, если только два года назад был изменен порядок ее комплектования, и она даже не успела поработать в новом составе? -- возмущался председатель Совета судей Юрий Сидоренко. -- Мы только на этом съезде судей, который начнется 30 ноября, должны были избрать ее новый состав". Потом слово взял председатель ВККС Валентин Кузнецов, также критически отозвавшийся о новых инициативах и отчитавшийся о работе квалификационных коллегий. По его словам, они и без того весьма критично относятся к коллегам -- за последние три с половиной года по поступившим жалобам были досрочно прекращены полномочия 181 судьи. А по информации Генпрокуратуры, заявил г-н Кузнецов, с 2001 года по сентябрь 2004-го в российских судах рассматривалось 18 уголовных дел в отношении судей: в связи с обвинениями в вынесении заведомо неправосудных решений, в получении взяток, и три дела по нарушению правил дорожного движения. При этом реальный срок получит только один человек. По словам, г-на Кузнецова, за прошедший период генпрокурор 38 раз обращался в ВККС в поисках согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи. И лишь в восьми случаях ему было отказано.
С критикой инициатив г-на Миронова выступили и представители арбитражной системы. "Скоро органы судейского сообщества вообще без судей останутся", -- возмущался зампредседателя Высшего арбитражного суда Олег Бойков. А председатель арбитражного суда Москвы Алла Большова процитировала статью 5 закона "О судебной системе РФ", по которой "в Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей".
Что касается представителей других ветвей власти, то от Совета Федерации выступил зампредседателя комитета по правовым и судебным вопросам верхней палаты Анатолий Лысков, уже неоднократно критиковавший инициативы начальства. В своем порыве защитить Фемиду он даже предложил принять закон, регламентирующий порядок критики судов со стороны чиновников и чуть ли не ввести уголовную ответственность для нарушивших это табу.
Выпустив пар и не встретив сопротивления, судьи согласились с резолюцией слушаний, в которой о мироновских поправках не было ни слова. Очевидно, что для них вчерашний визит в Совет Федерации был скорее подготовкой к своему съезду в ноябре, на котором они ждут Владимира Путина -- при личной встрече представители судейского сообщества рассчитывают склонить президента в свою сторону.
Юрий КОЛЕСОВ