|
|
N°198, 28 октября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Предвыборный участок трубы
«Газпром» и «Нафтогаз Украины» договорились о совместных инвестициях
Газовый вопрос уже давно стал политическим во взаимоотношениях между Россией и Украиной. А вчера его еще оказался и предвыборным. Председатель правления Алексей Миллер прилетел в Киев вместе с Владимиром Путиным и подписал со своим украинским коллегой, главой «Нафтогаза Украины» Юрием Бойко два документа. Первый из них дает официальный старт инвестиционной фазе деятельности газотранспортного консорциума, а именно постройке небольшого участка Богородчаны--Ужгород магистрального газопровода Новопсков--Ужгород (проект оценивается в 300 млн долл., из них 50 млн долл. были согласованы вчера как инвестиции на начальной стадии). Второй же фиксирует в следующем году увеличение объемов экспорта «Газпрома» через территорию Украины на 5 млрд кубометров.
Деятельность российско-украинского консорциума по управлению и развитию газотранспортной системы (ГТС) Украины, учрежденный на паритетных началах «Газпромом» и «Нафтогазом Украины», идет ни шатко ни валко. Первое направление его работы -- «управление ГТС» -- было провалено. Возможность управления ГТС на правах собственника была отвергнута Киевом сразу, а возможность передачи в концессию на 30 лет (срок службы трубопроводов) обсуждалась довольно вяло. Ранее Виталий Гайдук, занимавший должность вице-премьера Украины, заявлял, что вопрос снят с повестки дня и консорциум будет только строить новые мощности. Г-н Гайдук лишился своего поста, но и вопрос о концессии был тихо отложен в сторону. Вчера на пресс-конференции гг.Миллера и Бойко корреспондент «Времени новостей» попытался узнать, каковы перспективы консорциума в сфере управления действующей системой. После некоторой заминки и обмена многозначительными взглядами трудная миссия была возложена на главу «Нафтогаза Украины»: «Управление газотранспортной системой -- это многовекторная задача, решение которой вряд ли можно уместить в рамки короткого пути, пройденного нами на сегодняшний день, -- сказал г-н Бойко. -- Но все, что записано в политическом заявлении президентов (имеется в виду решение о создании консорциума в июне 2002 года. -- Ред.), обязательно будет выполнено. Но о сроках и формах я ничего сказать не могу».
Второе направление деятельности консорциума -- «развитие» -- только-только выходит на стадию конкретной реализации, причем в очень усеченном варианте. Изначально предполагалось, что консорциум получит в управление действующую систему магистральных газопроводов, а также построит новую экспортную трубу Новопсков--Ужгород через всю территорию страны мощностью 15 или 28 млрд кубометров в год и стоимостью 2,2 или 2,8 млрд долл. соответственно. Вчера же соглашением о сотрудничестве между «Газпромом» и «Нафтогазом Украины» было оформлено начало инвестиционной фазы, то есть развития газотранспортной системы. Консорциум в ближайшие два года построит за 300 млн долл. 240-километровый газопровод Богородчаны--Ужгород, который ликвидирует «узкое место» в действующей системы. Проект его продления до российского города Новопсков, что сделает данный газопровод полноценным новым экспортным маршрутом, пока также отложен, но по инициативе «Газпрома». Российский концерн сейчас рассматривает разные пути расширения экспортной инфраструктуры и не готов давать далекоидущие обязательства (не только по украинскому проекту, но и относительно Северо-Европейского газопровода, второй нитки Ямал--Европа, проекту экспорта сжиженного природного газа из Санкт-Петербурга и др.).
Впрочем, решение инвестировать в строительство участка Богородчаны--Ужгород было принято наблюдательным советом консорциума еще в конце августа, а двухмесячная проволочка, по-видимому, объясняется политическими причинами. Все-таки строительство новой газовой трубы (хотя и не такой масштабной, как хотели в Киеве) -- неплохая карта в предвыборной кампании.
Алексей ГРИВАЧ, Аркадий ДУБНОВ, Киев