|
|
N°198, 28 октября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Москвичи» против «федералов»
Шестой съезд Союза кинематографистов России превратился в склоку
Вчера начал свою работу один из самых скандальных съездов в истории Российского СК. Для большинства делегатов суть интриги сводилась к вопросу, переизберут ли Никиту Сергеевича Михалкова на новый срок. Или пройдет альтернативная кандидатура, выдвинутая оппозиционным по отношению к Российскому Московским СК. Это Станислав Говорухин -- человек и сочетанием рода занятий (режиссер, актер, общественно-политический деятель), и внешним обликом, и харизмой чрезвычайно похожий на нынешнего председателя союза. И вряд ли замену Михалкова на Говорухина или, напротив, сохранение Никитой Сергеевичем его нынешнего поста -- главы неотвратимо теряющей свою силу общественной организации -- можно было бы счесть актуальнейшим вопросом современности, если бы не одно обстоятельство. СК России по-прежнему является собственником огромного количества квадратных метров дорогой недвижимости в Москве и ее ближайших окрестностях. Поэтому когда Михалкову после долгих криков и взаимных оскорблений делегатов от двух враждующих лагерей (условно говоря «москвичей» и «федералов») позволили наконец начать свой отчетный доклад, председатель СК заговорил именно о собственности.
По версии Михалкова, бытующее в кинематографической среде мнение, что руководство СК через дружественный, подконтрольный зятю Михалкова банк сознательно банкротит Дом кино, чтобы впоследствии получить здание фактически в личное пользование, является клеветой. Кредиты на ремонт и реконструкцию помещения, заверил Михалков, взяты не под залог недвижимости и даже не под проценты и скоро будут возвращены. Что касается конфликта между СК РФ и конфедерацией киносоюзов стран СНГ и Балтии вокруг здания Киноцентра на Красной Пресне, дело это, как рассказал Михалков, нынешней осенью приобрело благоприятный для Российского СК оборот.
Напомним, что СК РФ, владеющий 32% акций ЗАО «Киноцентр» не получал тех денег, которые, по его расчетам, должен был получать за сдачу площадей в аренду. «С 20 тыс. квадратных метров в центре Москвы СК получает 40 тыс. долл., да и то не каждый год», -- сообщил Михалков, подчеркнув, что именно поэтому СК тратит на социальные нужды значительно меньше, чем мог бы тратить, контролируй он доходы от Киноцентра. Два месяца назад СК РФ стало известно, что 68% акций Киноцентра продано, причем официально СК РФ не был об этом информирован. И когда Михалков, возмутившись, примчался в ЗАО выяснять отношения, он застал там новых владельцев контрольного пакета: директора располагающегося на территории Киноцентра развлекательного комплекса «Арлекино» Сергея Папина и представителей болгарской фирмы «Фортис». Услышав из уст председателя СК РФ историю с многолетней тяжбой, они, по словам Михалкова, были потрясены и согласились на немедленный аудит и восстановление исторической справедливости.
По поводу Киноцентра уже состоялось 284 судебных заседания, и вряд ли в России найдется много специалистов, способных понять юридические тонкости конфликта. Естественно, излагая перипетии борьбы за 20 тыс. квадратных метров с трибуны, Никита Сергеевич не мог рассчитывать на то, что делегаты сумеют в них вникнуть. Пафос его выступления был в другом: «Мы, «россияне», боремся за благоденствие всех членов СК, а «москвичи» ведут дело к расколу: прекрасно понимая, что столичных ресурсов хватит на их собственное безбедное существование, а до «провинциалов» им дела нет».
Когда на трибуну стали подниматься эти самые «провинциалы» -- представители регионов, стало ясно, что никакого представления о том, чем, собственно, должен заниматься СК, у делегатов нет.
Ни на кинематограф как искусство, ни на процесс становления его как индустрии союз давно уже не влияет. Характерная деталь: к началу работы съезда в зале не было ни одного из ведущих продюсеров, кроме Леонида Верещагина -- генерального директора студии Никиты Михалкова ТРИТЭ, а также Карена Шахназарова и Станислава Ершова, возглавляющих студии-фабрики: «Мосфильм» и Студию им. Горького.
«Будем честны, людей, которые определяют сегодня развитие российского кино, здесь сейчас нет», -- заявил съезду социолог Даниил Дондурей, сделавший емкий и весьма оптимистичный доклад «О состоянии отечественной кинематографии». Да, все большую роль в регулировании отношений внутри профессиональной среды играют гильдии, в первую очередь гильдия продюсеров, но никакого отношения к союзу эти гильдии уже не имеют.
У СК есть один цивилизованный путь: превращение в профсоюз, оказание социальной, материальной, юридической поддержки тем, кто в ней нуждается. Михалков ли вновь окажется во главе союза, Говорухин ли -- им придется выполнять именно эти задачи, явно не соответствующие их амбициям. И если бы не вопрос о «квадратных метрах», вряд ли страсти достигли бы того накала, что Эльдар Рязанов во всеуслышание назвал бы «правую руку» Никиты Сергеевича Клима Лаврентьева «Лаврентием Павловичем» и «фашистом», а Михалков перед именем Владимира Семаго поставил обращение «партайгеноссе».
Сегодня, в последний и решающий день работы съезда, страсти эти вспыхнут с новой силой. Хотя к концу вчерашнего дня общий настрой делегатов склонился в пользу нынешнего руководства СК. Их работа была признана удовлетворительной.
Лариса ЮСИПОВА