Время новостей
     N°198, 28 октября 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.10.2004
От судьи и слышу
Коллеги просят Валерия Зорькина ответить за свои слова
Две высшие судебные инстанции страны вступили в открытое противоборство. Президиум Верховного суда намерен призвать к ответу главу суда Конституционного Валерия Зорькина, осмелившегося на днях в интервью «Известиям» публично согласиться с общественным мнением (а 67% россиян, согласно последним социологическим опросам, считают служителей Фемиды коррумпированными) и признать факт мздоимства в судах.

Руководитель ВС Вячеслав Лебедев, по данным «Времени новостей», тоже был в курсе весьма негативной оценки гражданами работы судейского сообщества, но интервью по этому поводу не давал. Г-н Зорькин же подбросил в разгорающийся огонь угля, добавив к социологическим данным фонда «Общественное мнение» несколько красноречивых цитат. «Исследования показывают, что суды весьма уязвимы для коррупционной атаки со стороны бизнеса, -- заявил он в частности. -- Мздоимство в судах стало одним из самых мощных коррупционных рынков в России. Судебная коррупция встроена в различные коррупционные сети, действующие на разных уровнях власти: например, в сети по развалу уголовных дел и по перехвату чуждого бизнеса». Поскольку тем самым ударил глава КС в первую очередь по судам общей юрисдикции, подведомственным ВС, неудивительно, что буквально на следующий день после публикации президиум Верховного суда срочно принял ответное постановление. В этом документе, который имеется в распоряжении корреспондента «Времени новостей», Валерия Зорькина в лучших традициях просят ответить за свои слова. А именно «направить президиуму ВС РФ:

материалы исследований, на которые он ссылался в своем интервью;

сведения обо всех известных фактах коррупции в конкретных судах и в отношении конкретных судей;

информацию о конкретных уголовных делах, «разваленных» с участием коррумпированных судей».

В принципе с аналогичным требованием могли бы выступить и руководители Высшего арбитражного суда, поскольку фраза г-на Зорькина насчет «перехвата чужого бизнеса» задевает в первую очередь именно эту ветвь третьей власти. Однако в ВАС сейчас, похоже, больше озабочены не сохранением репутации, а подготовкой к смене руководства -- председатель Вениамин Яковлев должен до конца года покинуть свое кресло, и Высшая квалификационная коллегия судей (ВККС) в ноябре уже намерена приступить к рассмотрению кандидатур. Пока о намерении стать соискателем должности главы ВАС заявил -- о чем стало известно вчера -- первый заместитель генерального директора ОАО "Газпром-Медиа" Антон Иванов, которого относили к числу питерских юристов, близких Кремлю.

Впрочем, представители Верховного суда явно намерены требовать отчета с главы КС и за себя, и за арбитраж, и за самого распоследнего мирового судью. Об этом во всяком случае свидетельствуют тон и форма, выбранные ВС для обращения к Валерию Зорькину. По сути иных рычагов воздействия на главу КС, кроме как подловить на слове, у других высших судов страны просто нет. Возможно, раскритикованное г-ном Зорькиным правосудие попыталось бы наказать его иначе, однако по закону «О Конституционном суде» для приостановления или прекращения полномочий члена КС необходимо согласие его коллег, а власть корпоративных органов судейского сообщества -- той же ВККС -- на конституционных судей в этой части не распространяется.

Многие юристы, правда, не склонны видеть прямого «объявления войны». «Если говорить о форме, то она вполне приемлемая, -- заявил в беседе с корреспондентом «Времени новостей» известный адвокат Юрий Костанов. -- Возможно, Вячеслав Лебедев мог бы ответить Валерию Зорькину также через прессу. Но в ВС выбрали другой вариант. И я не вижу ничего плохого в том, что они просят поделиться с ними информацией, которой они, если судить по постановлению, не располагают. Президиум ВС в принципе должен ведь осуществлять надзор за судебной системой страны. Теперь надо смотреть, что ответит Зорькин, а что еще интереснее -- как затем отреагирует ВС».

Составить ответ коллегам Валерию Зорькину будет не так уж и сложно. Можно, например, сослаться на вышеупомянутый опрос фонда «Общественное мнение», а также на ряд исследований по коррупции, проведенных фондом ИНДЕМ. Да и примеры из реальной жизни подобрать несложно -- в частности, в сентябре в Верховном суде начался процесс над судьями Бутырского суда Ниной Ивченко и Василием Савелюком, а также судьей Бабушкинского суда Ниной Мишиной, которым вменяется 80 эпизодов мошенничества с квартирами, участие в преступном сообществе и вынесение заведомо неправосудных решений. Однако едва ли все это положит конец затяжному конфликту между Верховным судом и КС, который, являясь частью судебной системы, располагается несколько обособленно. В ноябре прошлого года руководители двух судов даже жаловались друг на друга президенту. Прокомментированные Валерием Зорькиным данные соцопроса, по сути, лишь стали поводом для его коллеги и оппонента Вячеслава Лебедева поднять на поверхность старые споры.

В кулуарах Верховного суда часто высказывают сомнения в необходимости такой инстанции, как КС, и вспоминают, как в начале 90-х обсуждался вариант наделения ВС полномочиями по конституционному правосудию. Однако судьи КС отвечают коллегам на подобные высказывания вполне конкретными делами, ограничивая с 1998 года право ВС и подведомственных ему судов на проверку нормативных актов правительства и региональных властей. Наиболее ощутимый удар по репутации ВС был нанесен в конце 2002 года. Тогда КС фактически аннулировал решение Верховного суда, признавшего противоречащим Налоговому кодексу и закону «Об охране окружающей среды» постановление правительства о порядке внесения предприятиями платы за загрязнение природы. КС, отвечая на просьбу Белого дома проверить конституционность этого постановления, «восстановил» его в правах и указал, что коллеги превысили свою компетенцию. А вскоре правительство оспорило конституционность норм нового Гражданского процессуального кодекса (ст. 27, 251 и 253), которые позволяют Верховному суду отменять акты кабинета министров. В итоге ВС лишился права отменять наиболее важные акты правительства -- в частности, касающиеся установления размеров сборов или тарифов.

Последним «гвоздем» стало решение, вынесенное 15 декабря 2003 года по запросу законодательного собрания Ивановской области. Представители местного парламента, используя опыт федерального правительства, обратились с просьбой проверить конституционность ряда положений регионального закона «О муниципальной службе Ивановской области», которые до этого уже были признаны судами общей юрисдикции противоречащими законодательству. КС же не нашел несоответствия Конституции. Более того, он указал, что «решение суда общей юрисдикции, которым закон субъекта РФ признан противоречащим федеральному закону, по своей природе не является подтверждением его отмены самим судом».

В результате этой серии решений КС занял позицию первого суда среди формально равных. Не исключено, что теперь ВС пытается взять реванш на политическом поле. Возможно, такой открытый вызов обусловлен еще и тем, что, как считают, председатель ВС Вячеслав Лебедев имеет более крепкие связи в кремлевской администрации, нежели Валерий Зорькин, от избрания которого на должность председателя КС в Кремле были не в восторге.

Примечательно, что сам по себе столь явный конфликт вряд ли пойдет на пользу российской судебной системе. Бурная реакция на критику и обвинения в коррумпированности лишь дает дополнительные аргументы сторонникам контроля за судебной системой со стороны других ветвей власти -- в частности, спикеру Совета Федерации Сергею Миронову. Ведь авторы проекта о реформировании Высшей квалификационной коллегии судей, предполагающего лишение служителей Фемиды численного большинства в этом органе, объясняют свою позицию именно тем, что сами судьи не способны позаботиться о чистоте своих рядов. И кстати, такое обострение отношений с КС может лишить судей последней возможности «отбиться» от навязываемого им г-ном Мироновым жесткого государственного контроля. Ведь в случае принятия предложенного сенатом законопроекта только Конституционный суд будет вправе его аннулировать.

Юрий КОЛЕСОВ