|
|
N°109, 25 июня 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Русская тема на скорую руку
Сергей Бодров-старший волей-неволей представительствовал за отечество
Выбор российского фильма в конкурсную программу Московского фестиваля -- дело трудное. Два предыдущих раза с этим оплошали: все более-менее приличное перекупают у ММКФ другие фестивали класса «А», и выбирать приходилось из того, что никому не пригодилось. Ныне решили поступить честно: нет лучшего -- не надо ничего. Ходили слухи, что часть отборочной комиссии очень хотела включить в конкурс фильм Артура Аристакисяна «Место на земле», но то ли не нашли консенсуса, то ли воспротивилось руководство. И то сказать, Никите Михалкову после всех речей про необходимость приглядного образа России было бы как-то не к лицу допустить, чтобы родину в его собственном фестивале представляла картина о бомжах, питающихся объедками, совокупляющихся с калеками да еще и оскопляющих самих себя практически на экране. То есть где-то это даже очень православно -- блаженны нищие, святы юродивые, но в фильме как раз присутствуют сектантские настроения, человеческая гордыня и прочие сомнительные, с точки зрения религиозного сознания, ценности. В результате картину пригрел Петр Шепотинник, программа которого «Восемь с половиной» на каждом МКФ -- из самых престижных и посещаемых куда более охотно, чем конкурс. Еще один претендент -- «Нежный возраст» Сергея Соловьева, который не позвали на большие фестивали, -- не взят в конкурс по причине этической: его продюсером является сам Никита Михалков, а президенты за свои картины призы получают только на отечественных линиях -- международные стандарты такого баловства не допускают. Кроме того -- это лишь предположение, вынесенное исключительно из интервью и высказываний на общие темы, лично мне никто ничего такого не говорил, -- ни отборщики от этой картины не в восторге, ни сам ее генеральный продюсер.
Как бы там ни было, в этом году Россия в конкурсе собственного фестиваля не участвует. Зато русский режиссер есть. Сергей Бодров-старший, после успеха «Кавказского пленника» уехавший в Америку и у нас подзабытый (теперь скорее он «прилагается» к своему сыну, чья популярность, напротив, столь велика, что определение «младший» давно слетело), сделал в промежутках между важными съемками одно «независимое» кино. Картина Quickie («Давай сделаем это по-быстрому»), действие которой происходит в Америке, в которой играют русские и американские актеры, которую снимал русский режиссер, а персонажи говорят по-английски, представляет Германию. Впрочем, это ничуть не менее удивительно, чем чернокожий певец, принесший Эстонии приз Евровидения. Глобализация, как и было обещано.
Итак, картина Бодрова с Владимиром Машковом в главной роли все-таки как будто наша. По крайней мере про наших, российских людей, загулявших за далекими рубежами. Герой Машкова Олег -- миллионер-пенсионер, живущий в Калифорнии и мечтающий сдать всю свою империю на руки кому-нибудь, так как от жизни смертельно устал. Дело в том, что в детстве его не любила мама, и с тех пор он тоскует о семье, о приличной родне, об уютном доме. Ничего этого он за деньги купить не может. Пьющая мать, горе семьи, пятый раз выходит замуж, за юного перуанского мачо. Брат, выросший в Америке, слаб духом, склонен к порокам и соблазнам. Дальние родственники только просят денег. Есть еще одна семья -- истинная, это братки-помощники, но не у них ищет тепла усталое сердце миллионера-игрока. И, как выясняется, напрасно он ими пренебрег.
Дженнифер Ли появляется в картине в первых сценах, а в жизни Олега -- ближе к концу. Совсем близко. По правде говоря, она его и кончает. Сцена, вызывающая в памяти фильм «Сорок первый». Последний всплеск эмоций перед смертью: есть упоение бездны мрачной на краю, такие мы русские, такая у нас рулетка, и к смерти мы рвемся сильнее, чем к любви, и мило нам лишь то, что гибелью грозит.
Смотреть этот фильм можно. Но не нужно, то есть нет необходимости. Сделан он на скорую руку, хотя, надо отдать должное режиссеру, профессионально, красиво и разумно. Претензии в основном к сценарию. Понятно, что английский язык Бодрову, написавшему эту историю в паре с женой, не родной, но все же не могут диалоги звучать, как в учебнике по психоанализу: «Мама, ты нас бросила, когда я еще был маленьким мальчиком, а мой папа спился и умер». Что, напротив, по-настоящему радует, так это песни, спетые Tiger Lillies и сильно добавляющие тонуса волнительной, но довольно тягучей истории.
Тем не менее образ России на фестивале есть. Немножко варварский, конечно, но зато очень sexy.
Алена СОЛНЦЕВА