Время новостей
     N°109, 25 июня 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.06.2001
Хорошими делами прославиться нельзя
В Москву приехал главный клоун-хулиган Лео Басси
Представление под названием "Вендетта" было показано на сцене "Новой оперы", которая помимо прочего славится своими административными работниками, очень напоминающими охранников из колоний строгого режима. Накануне на этой же сцене показывал свое знаменитое Snowshow Слава Полунин. Воспринимая зрителей (особенно студентов) как своих личных врагов, дирекция выставила у входа многочисленные и беспощадные кордоны, но к концу вечера выяснилось, что несколько безбилетных злодеев все же просочились в зал. В связи с этим на следующий день было принято решение не только внимательно досматривать входящих, но и не выпускать их из театра в антракте -- вдруг выйдет один, а вернется кто-то другой. С артистами полунинского шоу тоже не миндальничали, почему-то отказав им в невинной просьбе выйти на балкон и поприветствовать публику, входящую в театр. "Наверняка у Лео Басси тоже будут проблемы с "Новой оперой", -- сокрушались перед началом спектакля просвещенные зрители. "Это у "Новой оперы" будут проблемы с Лео Басси", -- проницательно заметил видевший представления клоуна в других странах режиссер Виктор Крамер. Чуть позже мы поняли, что он имел в виду.

Представьте себе человека, напоминающего одновременно Виктора Степановича Черномырдина, Валерия Павлиновича Шанцева и вообще всех лысоватых номеклатурных работников. В костюмчике, с дипломатом и в массивных очках. Теперь вообразите, что этот важный самовлюбленный человек по ходу представления разбивает кувалдой сначала лимон, потом яблоко, потом огромный арбуз, так что ошметки разлетаются по всей сцене, а зрители первых рядов вынуждены прикрываться прикрепленным к стульям пластиком. Этот же господин будет поливать публику водой из дырочки в дипломате. Он же попытается устроить на сцене акт самосожжения, для чего вынесет канистру с бензином и действительно учинит небольшой пожар. "Только помните, что бы я ни делал, я люблю вас!", -- предуведомит он зрителей в начале, а в финале разденется до трусов, с ног до головы вымажется медом, с помощью специального ветродуя равномерно облепит себя перьями и эдаким снежным человеком с блаженной улыбкой на устах выйдет на авансцену и скажет: "Дорогие друзья, мое представление окончено, и я хотел бы теперь каждому из вас лично пожать руку".

Амплуа Лео Басси очевидно -- это взбесившийся клерк. Человек, выпрыгивающий из всех возможных установлений, нарушающий все конвенции и испытывающий непреодолимое желание плюнуть в рожу тому, кому по правилам он должен был бы всячески угождать. Но гораздо интереснее понять, кто такой Басси как таковой. Итальянец по происхождению, он нынче живет в Испании, на Майорке. Начинал как жонглер и акробат (до сих пор может с легкостью вертеть ногами массивное пианино), но вскоре понял, что его настоящий талант -- это талант провокатора и устроителя розыгрышей. Что он не акробат, не жонглер и даже не клоун, а скорее шут, все время обижающий того, кто его содержит. В конце 60-х люди, наделенные темпераментом Лео Басси, но лишенные его остроумия, участвовали в молодежных бунтах и брали приступом университеты. Потом они обуржуазились, а многие из них сами стали чиновниками. Лео тогда уже понял, что такого рода поведение можно превратить из социального акта в эстетический. И превратил.

О некоторых из его розыгрышей следовало бы написать отдельную статью. Не так давно, скажем, он приехал в Узбекистан и представился министром культуры объединенной Европы. Ему поверили и верили целую неделю, принимая повсюду с истинно восточным гостеприимством. А еще до приезда на Олимпиаду он предложил взорвать в Думе бочку с дерьмом. В Думе это предложение не встретило поддержки, и клоуну пришлось ограничиться сценой "Новой оперы". В общем, он такая старуха Шапокляк, которая поняла, что делание гадостей -- это тоже своего рода искусство.

Не знаю, как гражданам других стран, но жителям постсоветского пространства этот клоун должен неизбежно напомнить знаменитый анекдот о том, как в Америке на Брайтон-бич для ностальгирующих эмигрантов открыли ресторан, где официанты хамили посетителям и заставляли часами ждать очень невкусные блюда. Поскольку людей, измученных тоской по прошлому, у нас теперь тоже хоть отбавляй, Лео Басси обеспечен в России сногсшибательный успех. К тому же после общения с администрацией "Новой оперы" приятно осознавать, что тебе хоть где-то хамят понарошку.

Марина ДАВЫДОВА