|
|
N°197, 27 октября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Российская нефть вернется в Китай
Поставки ЮКОСа в Поднебесную заместит "Транснефть"
Россия изо всех старается выполнить перед Китаем свои обязательства по поставкам нефти. И хотя ранее сообщалось, что сырье ЮКОСа, которым холдинг расплачивается с «Транснефтью», будет продано на внутреннем рынке, вчера глава компании Семен Вайншток неожиданно заявил, что хотел бы видеть покупателем Китай. Правда, реализовать свои планы российским властям будет достаточно трудно -- отечественные и западные компании отказываются выступать посредниками в сделке, считая поставки по этому маршруту неэффективными.
«Мне хочется продать ее (нефть. -- Ред.) в Китай, правление поддержало эту идею», -- заявил г-н Вайншток. А глава Федерального энергетического агентства Сергей Оганесян, к которому «Транснефть» обратилась с просьбой подобрать покупателя нефти ЮКОСа, отметил: «Для одобрения оператора не обязательно проводить совет директоров. Это можно решить достаточно быстро».
Как известно, в конце сентября глава «Транснефти» сообщил, что ЮКОС, счета которого заморожены судебными приставами, будет расплачиваться за прокачку своего сырья не «живыми» деньгами, а нефтью. Опальный холдинг должен передать государственной компании приблизительно 400 тыс. тонн сырья в месяц, что и сделал в начале октября.
Скорее всего, перейти на бартер в «Транснефти» согласились после того, как узнали, что ЮКОС намерен сократить поставки своего сырья в Китай. Нефтяная компания должна была транспортировать в эту страну до конца года 6,4 млн тонн нефти в адрес двух холдингов -- Sinopec и CNPC. Однако перед самым визитом китайского премьера Вэнь Дзябао в Москву ЮКОС объявил, что намерен недопоставить CNPC 1 млн тонн нефти, которую должен был прокачать до конца года. Впоследствии свое решение в холдинге объясняли неэффективностью поставок.
При этом российские чиновники не переставали повторять, что Россия продолжит поставлять сырье своим китайским партнерам. Так что перед «Транснефтью» была поставлена задача не просто продать полученное от ЮКОСа сырье любому заинтересованному покупателю, а именно «вернуть» CNPC утраченные объемы. Но напрямую российская транспортная компания не может этого сделать -- по трубопроводу сырье перевозится только до Ангарска, а затем по железной дороге до границы с Китаем. Так что холдингу пришлось искать посредника для совершения сделки, а позднее к этому процессу подключилось и Агентство по энергетике. Но еще три недели назад появилась информация, что российские компании не хотят перепродавать нефть «Транснефти» в Китай, поскольку считают, что игра не стоит свеч. Вчера г-н Вайншток сообщил, что швейцарский трейдер Glencore также отклонил это предложение, сочтя маржу незначительной. Эксперты отмечают, что прямые контракты с Китаем и РЖД заключены только у ЮКОСа. Скорее всего, их условия позволяли получать компании выгоду от поставок сырья. Однако при заключении разового контракта налогообложение и транспортная составляющая могут сделать проект нерентабельным.
Так что теперь «Транснефти», судя по всему, придется продать нефть ЮКОСа по низкой цене, возможно, даже себе в убыток -- ради того, чтобы выполнить обязательства России перед Китаем.
Денис РЕБРОВ