|
|
N°197, 27 октября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Главный буддист Голливуда в Москве
Ричард Гир приехал в Россию как посланец Тибета
Вчера в Россию прибыл Ричард Гир. Известный голливудский актер принял участие в создании Тибетского дома в Москве, открытие которого прошло в рамках первого фестиваля тибетской культуры. Одним из пунктов программы фестиваля стала выставка тибетских фотографий Гира, открытая в галерее Зураба Церетели.
Звезда Голливуда Ричард Гир -- один из самых известных буддистов Запада, давний знакомый далай-ламы, человек, немало способствовавший тому, чтобы буддизм нашел как можно больше приверженцев в Западном полушарии. Прилетев в Москву, перед тем как отправиться на собственную выставку, Гир встретился с журналистами -- естественно, не для того, чтобы ответить на вопросы о кинематографической карьере. По собственной инициативе он упомянул о кинематографе лишь однажды -- когда заговорил о фильме Мартина Скорсезе «Кундун», посвященном жизни 14-го, то есть нынешнего далай-ламы. (Кстати, его предшественник, 13-й далай-лама, поддерживал тесные контакты с российским царем Николаем Вторым и принимал участие в открытии в 1913 году буддистского храма в Петербурге.)
Так вот, по словам Ричарда Гира, друзья в Нью-Йорке организовали для далай-ламы специальный просмотр «Кундуна», а поскольку сами они видели фильм уже тысячу раз, в основном следили за реакцией гостя. Далай-лама сохранял спокойствие, а когда уже после сеанса его спросили о впечатлениях, ответил, что больше всего впечатлен финалом: фильм кончается в тот момент, когда герой уже спасся бегством из Тибета, но индийская эра его жизни еще не наступила. «Тогда я посмотрел назад и я посмотрел вперед, -- вспоминал далай-лама, -- и понял, что нигде в мире у меня нет ни одного друга».
«Прошло 45 лет, и друзья у этого человека по всему миру, -- констатировал Гир. -- И сейчас уже видно, насколько гигантская это личность». По словам Гира, ничто в опыте его 55-летней жизни не может быть сопоставимо с общением с далай-ламой. Из собственных же достижений актер больше всего ценит тибетскую фотосессию и созданную на ее основе книгу.
Превращением своего увлечения фотографией в публичную деятельность Гир также обязан буддизму. В середине девяностых необходимо было собрать деньги для тибетских друзей, и Гиру предложили сделать коммерческую выставку в одной из галерей Хьюстона. Выставка имела большой успех, ее удостоил своим присутствием далай-лама, а Гир, по собственному его признанию, увидев свои работы в экспозиционном пространстве, почувствовал необычайное воодушевление, какое редко посещает его даже на съемочной площадке. Следующая выставка прошла уже в Нью-Йорке, какая по счету нынешняя, московская, Гир не сказал, но видно, что к вернисажам он уже давно привык.
Что касается его актерской карьеры (а разговор неизбежно свернул на эту тему), Гир сообщил, что в 50 лет собирался уйти из кино. Но потом снялся в одном фильме, в другом... В общем, ему уже 55, а своей основной профессии он еще не оставил. Кстати, на экраны Америки только что вышел, а на экраны России 11 ноября выходит фильм «Давай потанцуем», где Гир снялся в главной мужской роли, а его партнершей была Дженнифер Лопес. Танго с Лопес, которое они исполняют в фильме, он также относит к наивысшим своим достижениям: «Поскольку она умеет танцевать, а я нет» (впрочем, после «Чикаго» в это довольно трудно поверить).
Содержание фильма кажется Гиру важным для понимания состояния современного западного общества: «Герои -- благополучная супружеская пара, внешняя картина их жизни идеальна, но чего-то важного в ней не хватает». Именно в поисках этого важного, с его точки зрения, все больше людей Запада обращаются к буддизму.
«А буддийская философия, -- пояснил Гир, -- есть не что иное, как систематическая работа с собственным сознанием. Именно она в конечном итоге позволяет превратить гнев в любовь, отторжение -- в приятие, позволяет, дисциплинируя ум, научиться концентрироваться на самом важном. Тибетский дом в Москве должен, по замыслу Гира и его коллег по организации фестиваля, принести в российскую столицу основы этой и других буддийских практик в их первоначальном, свободном от ложных интерпретаций виде.
Лариса ЮСИПОВА