|
|
N°198, 28 октября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Хорошо, что может быть хуже
Второй фестиваль трэша в Москве
Сегодня вечером в МДМ открывается второй фестиваль трэш-кино, а точнее, трэш-кино в понимании небезызвестной студии «Трома». Показы пройдут в течение двух дней практически в режиме нон-стоп (первый сеанс -- в 19.00 в пятницу, последний -- в субботу, или, вернее, уже в воскресенье, в 3.00), будет продемонстрирована очередная порция достижений Ллойда Кауфмана и его друзей, которым собственная коммерческая хватка и чужой плохой вкус вот уже почти четверть века обеспечивают относительное материальное благосостояние и веселую жизнь. Единственным представителем отечественного трэш-искусства выступает короткометражка «Офшорные резервы» (28 октября, 21.15) Александра Дулерайна («Иван-дурак»). Фильм снят совместно с американским режиссером Джейми Бредшоу и будет представлен на фестивале в статусе мировой премьеры. За пятнадцать минут нам расскажут странную историю о попытке провоза через российскую границу зараженных вирусом куриных ног на 100 млн долл. Сразу же после «Резервов» покажут фильм-манифест «Рассказы с помойки. Dogpile-95» (28 октября, 21.15; 29 октября, 9.00) -- пляску на костях «Догмы» и знаменитого телесериала «Байки из склепа»: несколько новелл, снятых самим Ллойдом Кауфманом (он же появляется на экране в роли Хранителя Помойки), а также Дейвом Пайко и Брайаном Спитцем. Конферанс Хранителя Помойки снимал Гэбриэль Фридман, ответственный за фильмы о том, как снималась классика «Тромы» -- «Токсический мститель 4» и «Беспредельный террор». В остальном программа состоит из достаточно неплохо известных интересующимся «тромовских» картин разных лет. «Каннибал! Мюзикл» (28 октября, 19.00 и 29 октября, 12.45, 19.00, 3.00) -- полнометражный дебют Трея Паркера («Южный парк»), который был снят еще в 1993 году, но реализован «Тромой» лишь три года спустя. В оригинале фильм назывался «Альфред Пекер», в честь единственного осужденного за каннибализм жителя Колорпадо, но Кауфман настоял на изменении названия, чтобы студенческая работа Паркера перешла из разряда локальных радостей в общее пользование. Смотреть имеет смысл, так как «Трома» здесь выступает только дистрибьютером, а все идеи и общий пафос исходят непосредственно от Паркера, человека, в сущности, талантливого и остроумного. Самого его можно, к слову, увидеть в качестве актера и в «Рассказах с помойки». «Первый секс» (28 октября, 3.00 и 29 октября, 11.00 и 23.15) Кауфмана и Майкла Херца, фильм 1983 года, -- повод узнать, что до полного маразма можно довести и такой, в сущности, изначально безмозглый жанр, как молодежная эротическая комедия. Помянутый уже «Беспредельный террор» (29 октября, 16.45 и 1.00) Кауфмана -- трибьют классическим фильмам «Тромы», пожалуй, самый чудовищный представитель жанра «кино о кино», по сравнению с которым даже вроде бы непревзойденный по дичи «Кот в голове» Лючио Фульчи кажется произведением уровня «Восьми с половиной». «Кондом-убийца» (28 октября, 23.15 и 29 октября, 21.15) Мартина Вальца, германо-швейцарское подражание основным «тромовским» принципам, название которого полностью передает его содержание. Наконец, «Монстр из шкафа» (28 октября, 1.15 и 29 октября, 15.00) Боба Далина -- разухабистая пародия на не требующий пародирования жанр «фильм о чудовище». Как и прошлый фестиваль, нынешний смотр плохого кино явно пройдет с большим успехом. Но в который уж раз можно удивиться и расстроиться, что просмотр трэш-кино переходит из разряда увлекательного, почти спортивного состязания с собственным подсознанием, требующего к тому же изрядной выдержки и находчивости, в массовое празднество. Вместо того чтобы самостоятельно отыскивать фильмы, подходящие под определение «трэш», современный поклонник модных тенденций просто соглашается с тем, что ему предлагают под видом киномусора. И окончательно успокаивается. А ведь никакой фестиваль трэша в принципе не должен быть необходим нормальному человеку, который, скажем, на прошлой неделе пришел домой, включил телевизор на одном из не самых последних каналов и во вполне мирное, даже относительно рейтинговое время увидел там «Эксперимент доктора Абста» Антона Тимонишина, поражающий даже самое смелое воображение шедевр 1968 года, экранизацию романа писателя Насибова «Безумцы» о людях-амфибиях на службе у Третьего рейха. После такого любой Кауфман покажется чопорным занудой, а любые мюзиклы про каннибалов будут вынуждены приглушить звук и тихонечко занять подобающее им место. Но подобного рода откровения так и останутся уделом немногих именно что безумцев. Тем же, кто просто хочет без пользы и с удовольствием провести время, -- прямая и, без сомнения, вымощенная самыми благими намерениями дорога в МДМ.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ