|
|
N°198, 28 октября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Stella Art пошла в народ
Новая московская галерея открыла филиал
Презентация нового зала самой респектабельной на сегодняшний день московской галереи Stella Art наибольшее впечатление произвела на жителей окрестных советских многоэтажок. Стильно оборудованный для экспозиций творчества российских мастеров Contemporary Art зал прописался по адресу Мытная, 62. Недалеко от дома с галерейным залом Даниловский рынок, к рынку примыкает промзона, сама Мытная завершается площадью, которую полосуют оживленные магистрали. Так что новая элитная галерея оказалась в буквальном смысле на бойком месте. Трогательно было наблюдать, как приглашенные vip в дорогих нарядах протискивались сквозь толпу хлещущей пиво рабочей молодежи.
Молодежь с пивом пришла поглазеть на придуманный художником Георгием Пузенковым в честь открытия галереи аттракцион. Перед входом в галерею стоял бульдозер, выкрашенный в белый цвет, а на него проецировалась лазерная «Мона Лиза». По словам художника, этой акцией он хотел обратить внимание общественности на две даты. Во-первых, ровно 30 лет назад, в 1974 году, «Мона Лиза» посетила Россию. Около пяти тысяч человек ежедневно смотрели в лицо Джоконды. Во-вторых, ровно 30 лет назад, спустя 45 дней после того, как «Мона Лиза» покинула СССР, в похожем рабочем районе на пустыре присланные советскими властями бульдозеры разгромили выставку художников-нонконформистов. Посадив «Мону Лизу» на бульдозер, Пузенков, по его собственному признанию, закрепляет успех освобождения искусства от влияния вертикали власти.
Когда смотришь на бульдозер с «Моной Лизой», думаешь почему-то не о вертикали власти, а о горизонтали ценностей. Что-то очень рафинированное («Мона Лиза») может комбинироваться с чем-то очень сермяжным (дорожная техника), и в результате -- рождение нового имиджа. Дюшан нам в помощь!
Хорошо если этот микст для самой поселившейся в пролетарском районе буржуазной галереи Stella Art, не станет соблазнительной стратегией. Все-таки политику необходимо выстраивать, зрителя воспитывать, неучам не потакать. Судя по впечатлениям от новой «звездной конюшни» (на профессиональном сленге «конюшня» -- смотр работ сотрудничающих с галереей художников), опасность стать заложницами фальшивого плюрализма вкусов у очаровательных дам из Stella существует реальная. Набор произведений, где рядом с несомненными объектами Гриши Брускина и Вадима Захарова встречаются сомнительные работы, сделанные по заказу спонсора презентации, компании Motorola, пока не убеждает.
Сергей ХАЧАТУРОВ