|
|
N°197, 27 октября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Льготы становятся дефицитом
Региональные власти подсчитывают грядущие расходы местных бюджетов
В Саратовской области на данный момент насчитывается порядка 427 тыс. льготников. В областной Думе подсчитали, что в связи с монетизацией льгот, а также повышением заработной платы бюджетникам на 20% в будущем году дефицит регионального бюджета составит около 7 млрд руб. Саратовские депутаты направили письмо в Госдуму, Совет Федерации и правительство России с просьбой разъяснить, готова ли федеральная власть предоставить компенсацию недостающих в областном бюджете средств, чтобы не ухудшить положение льготников. Если же центр откажется от компенсаций областному бюджету, денежные выплаты льготникам будут урезаны в соответствии с возможностями региональной казны. Пока депутатами решается вопрос о том, какие льготы сохранятся в натуральном выражении, а какие будут переведены в денежное. Как сказал корреспонденту "Времени новостей" заместитель председателя областной Думы, председатель комитета по социальной политике Алексей Полещиков, проведены предварительные расчеты возможностей регионального бюджета по оплате льгот собственными средствами. Согласно этим подсчетам, компенсация, к примеру, транспортных расходов ветеранам в месяц составит всего 130 руб. (80 руб. стоит проездной билет на горэлектротранспорт, 50 руб. остается на пригородные поездки), хотя реально на проезд нужно около 400 руб. Детское пособие останется на прежнем уровне -- 70 руб. в месяц. Причем в этих условиях областная казна позволит в будущем году увеличить зарплату бюджетникам только на 10%.
Законодательные органы регионов, входящих в Уральский федеральный округ, только приступают к рассмотрению законов, необходимых для проведения монетизации льгот. При этом депутаты признаются, что большой работы не будет -- регионы переводят на денежные выплаты только федеральных льготников, оставляя своих подопечных (ветеранов труда, тружеников тыла и лиц, пострадавших от политических репрессий) на натуральных льготах. В Свердловской области пока принято только девять из 30 региональных законов, необходимых для осуществления монетизации. В Челябинской области к рассмотрению поправок в действующее законодательство депутаты пока даже не приступали. Зато Пенсионные фонды обоих регионов вместе с местными управлениями по соцзащите населения вносят последние правки в списки льготников, претендующих на деньги. Свои расчеты завершают и управления финансов двух областей. По расчетам свердловского министерства экономики, в 2005 году затраты на льготы для региональной группы не превысят трат нынешнего года по закону «О ветеранах» с коррекцией на инфляцию (1,5 млрд руб.). В Челябинской области запланирован рост расходов до 2 млрд 800 млн руб. Покрыть его власти рассчитывают за счет дополнительной прибыли Магнитогорского металлургического комбината. Впрочем, пока власти решают, как жить льготникам в будущем году, население вовсю использует оставшиеся до января месяцы, чтобы выбрать натуральные льготы. В Екатеринбурге массовое обращение в аптеки за бесплатными лекарствами привело к свертыванию программы по их выдаче из-за превышения лимитов.
В Красноярском крае на содержание 229 тыс. льготников, финансируемых из федерального бюджета, регион получит около 3 млрд руб. На 450 тыс. жителей Красноярского края, которые имеют право на социальную поддержку из регионального бюджета, а также на детские пособия, в 2005 году местные власти выделяют 2,1 млрд руб. Диспропорция объясняется просто: Москва оплачивает все льготы реальными деньги, а Красноярск -- «натурой».
Сейчас краевое управление социальной защиты совместно с региональным представительством Пенсионного фонда заканчивает составление списков людей, имеющих право на льготы. Осталось немного -- 95% этого списка уже проверено. Намного хуже обстоят дела с законодательным обеспечением. Красноярские депутаты приняли решение проводить сессии краевого парламента каждую неделю -- в противном случае они не успеют до конца года принять все необходимые социальные законы.
По предварительным данным, в Приморском крае насчитывается около 630 тыс. человек, имеющих право на различные льготы. Однако их точные списки здесь еще не готовы. «Сейчас эта работа в самом разгаре», -- сказала корреспонденту «Времени новостей» начальник управления социальной защиты администрации Приморского края Лилия Лаврентьева. По ее словам, краевые власти уже заключили соответствующее соглашение с местным отделением Пенсионного фонда России и в настоящее время проводят сверку данных. Уже известно, что в краевом бюджете 2005 года на обеспечение льгот предусмотрено 1,5 млрд руб, что на 50% больше, чем в нынешнем году. Две трети этой суммы будут направлены на компенсацию льгот по оплате коммунальных услуг и адресную социальную помощь. Впрочем, соответствующий закон краевым законодательным собранием пока не принят. Г-жа Лаврентьева ожидает, что это произойдет в конце года, когда депутаты и чиновники придут к согласию по наиболее спорным вопросам. Главный из них -- судьба льготного проезда в городском и пригородном транспорте. По расчетам г-жи Лаврентьевой, только на компенсацию транспортных расходов льготникам в крае необходимо выплатить 100 млн рублей.
Зато законодательное собрание Ростовской области в октябре во втором чтении приняло пакет социальных законов по реформированию системы льгот. Смысл нововведений состоит главным образом в том, что увеличивается социальная нагрузка на региональный бюджет: теперь донские власти будут финансировать больше льгот, чем раньше. В то же время Ростовская область не спешит с монетизацией тех льгот, которые регион обязан гарантировать населению. Фактически новые законы фиксируют прежние федеральные стандарты и пока не вносят ничего нового. По словам самих донских депутатов, монетизация на региональном уровне начнется не раньше 2006 года. «В течение 2005-го нам надо точно просчитать нагрузку на областной бюджет от нововведений и только тогда, если возникнет необходимость, вносить какие-то коррективы», -- говорит председатель комитета по бюджету и налогам законодательного собрания Ростовской области Игорь Пятигорец. Ожидается, что в будущем году «льготные» расходы донской казны составят 5--7 млрд руб. При этом речь идет в основном о старой системе натуральных льгот: 50-процентной скидке на оплату услуг ЖКХ, радио, телефона, бесплатном проезде в городском и льготном в пригородном транспорте. В то же время, например, ростовские транспортники давно настаивают на монетизации транспортных льгот, чтобы вместо всегда спорных (по размеру) дотаций из городского бюджета получать «живые» деньги от самих льготных категорий пассажиров.
Анна САЛЯХОВА, Саратов, Александр КЛИМОВИЧ, Красноярск, Михаил ВЬЮГИН, Екатеринбург, Дмитрий ЧЕРНОВ, Владивосток, Игорь БУРАКОВ, Ростов-на-Дону
|