|
|
N°197, 27 октября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Готовы ли США разменять Тайвань на Корею?
Нынешний визит американского госсекретаря Колина Пауэлла в Японию, Китай и Южную Корею кажется загадкой. Зачем нужен такой вояж за неделю до президентских выборов, после которых акценты во внешней политике США могут измениться?
Но вот в Пекине на этот счет не сомневались: китайская дипломатия всячески подчеркивала, что визит чрезвычайно важен. Пауэлл прилетел в Пекин вечером 24 октября. В китайской столице он встретился с главой МИД КНР Ли Чжаосином, председателем КНР Ху Цзиньтао, премьером Вэнь Цзябао. А незадолго до визита Пауэлла в Вашингтоне побывал китайский министр обороны Цао Ганчуань.
Ключом к пониманию смысла якобы пустого визита главы американской дипломатии в КНР служит интервью, данное Пауэллом в Пекине в понедельник гонконгскому телеканалу «Феникс». «Тайваньцы могут говорить о своем суверенитете сколько угодно. Существует только один Китай. Тайвань не является независимым государством. Такова наша твердая позиция», -- сказал он. В тот же день он заявил телевидению Си-эн-эн о надежде американской стороны на то, что Пекин и Тайбэй «не будут предпринимать односторонних действий, которые могли бы повредить конечному результату -- объединению».
Жесткие слова Пауэлла о том, что «Тайвань не является независимым государством», вызвавшие волну опровержений со стороны тайваньских лидеров, настаивающих на реальности суверенитета и независимости острова, не просто повторение внешнеполитической позиции США. Это недвусмысленное предупреждение в адрес Тайбэя о необходимости учитывать интересы Вашингтона и Пекина, выражающиеся в стремлении к более тесному сотрудничеству.
Кандидаты в президенты США Джордж Буш и Джон Керри избегают упоминаний о Тайване в своих предвыборных выступлениях. Однако эта проблема ощутимо сковывает развитие китайско-американского партнерства по ключевым глобальным проблемам, в том числе в сфере противодействия международному терроризму.
К решению этой проблемы Пекин и Вашингтон явно подстегнул успех российско-китайских усилий по урегулированию территориального спора. В середине октября России и Китаю удалось добиться прорыва в двусторонних отношениях на основе подписания дополнительного соглашения о прохождении линии границы на ее восточном участке. Конечно, проблемы тут разные, но суть в одном -- лишь через нахождение компромисса можно снять с плеч груз прошлого.
Мирное решение тайваньского вопроса потребует уступок сразу от трех сторон: Тайбэя, Пекина и Вашингтона. Наиболее вероятная модель -- сохранение существующей ситуации как минимум на 50 лет. При этом Пекин с согласия Тайбэя будет представлять в международных отношениях весь Китай, но и у Тайваня сохранится право поддерживать дипломатические отношения с любыми государствами и состоять в любых международных организациях. Иными словами, остров будет одновременно и частью КНР, и обладателем эксклюзивных прав в области международных отношений. Потребуется также создание некоей формальной надстройки -- особого механизма, в котором будут представлены и Пекин, и Тайбэй.
Детали подлежат обсуждению. Но визит Пауэлла в Пекин, видимо, стал еще одним шагом к достижению компромисса. Американцы намекают, что могли бы ослабить военно-политическую поддержку Тайваня. Взамен США ожидают от Китая большего давления на северокорейского соседа. Известно, что экономические связи с Пекином жизненно важны для Пхеньяна.
Юрий ГАЛЕНОВИЧ, доктор исторических наук