|
|
N°109, 25 июня 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Превентивный удар Кремля
Одна «голова» хорошо, но пять мы тоже потянем
Кремль впервые выступил с официальным комментарием по поводу того, каким может стать ответ России на развертывание американской системы противоракетной обороны. Воспользовавшись встречей с австрийским коллегой, российский президент публично заявил о том, что выход США из Договора по ПРО 1972 года и последующая автоматическая денонсация СНВ-1 и СНВ-2 могут вынудить Москву начать увеличение своих стратегических ядерных арсеналов. Ничего подобного не происходило вот уже около 15 лет, в течение которых Москва и Вашингтон последовательно избавлялись от излишка боеголовок. Из отдаленной полуфантастической перспективы новая «холодная война» превращается в суровую реальность.
По словам Владимира Путина, «это не наш выбор». Тем не менее поскольку с созданием ПРО качественное состояние американских стратегических ядерных сил «улучшится, потому что они станут неуязвимы», Россия «должна думать над тем, как ответить». Российский президент озвучил лишь один из вариантов ответа, который, по его мнению, является самым эффективным и дешевым. Если американцы похоронят ныне действующую систему международных «разоруженческих» соглашений, Россия, как заявил г-н Путин, «получит юридическое право поставить на наши моноблочные наземные ракеты вместо одной ядерной три, четыре, пять и больше боеголовок». Эксперты Кремля крайне высоко оценивают эффективность даже одной лишь этой меры. По словам президента, противостоять «многоголовым» российским ракетам «никто не сможет в ближайшие 50, а может быть, и 100 лет».
Впрочем, Владимир Путин туманно упомянул и о других возможностях свести на нет усилия Вашингтона, пояснив американцам, что ПРО -- всего лишь защита от баллистических ракет, «а донести оружие массового уничтожения до территории потенциального противника можно и другими средствами».
Очевидно, что личная встреча президентов России и США окончательно развеяла существовавшие до этого у сторон иллюзии о возможности компромисса. Москва прервала почти трехмесячное молчание по поводу американских планов «звездных войн». Этот своеобразный «мораторий» был инициирован непосредственно Кремлем: как признавались газете «Время новостей» высокопоставленные российские военные, доведенное до подчиненных указание министра обороны Сергея Иванова было лаконичным и весьма доходчивым: не поддаваться на провокации и не выступать с комментариями на тему «наш ответ американским милитаристам». Нарушителям было обещано суровое наказание -- отставка вне зависимости от занимаемой должности. Теперь же Кремль не только сам вернулся к этой теме, но и вывел ее обсуждение на высший -- президентский -- уровень.
Правда, хорошо уже хотя бы то, что изо всех подготовленных российскими военными предложений (вариант «плохого» сценария развития российско-американских отношений был всесторонне просчитан еще к началу нынешней весны) Владимир Путин озвучил пока лишь наименее угрожающие для окружающего мира. Ведь в числе прочих ответных мер фигурировало не только размещение дополнительных боеголовок на имеющихся ракетах. Обсуждались возврат на маршруты боевого патрулирования «ядерных поездов» (межконтинентальных баллистических ракет железнодорожного базирования), возобновление вылетов стратегических бомбардировщиков, вооруженных ядерными крылатыми ракетами и бомбами, к воздушным рубежам «потенциального противника», а также походы к американским берегам наших подлодок с крылатыми ракетами, наконец, даже выход из договора о запрещении ракет промежуточной дальности и размещение их группировки в западных регионах страны (откуда они могли бы угрожать американской группировке войск в Европе).
Юрий ГОЛОТЮК