Время новостей
     N°109, 25 июня 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.06.2001
Провинциальный марафон
Московские лидеры мобильной связи взялись за регионы
Два ведущих оператора московской мобильной связи стандарта GSM -- «Мобильные телесистемы» (торговая марка МТС) и «Вымпелком» (торговая марка «Би Лайн») -- продолжают захват регионов. За последний месяц первый приобрел несколько региональных лицензий и крупного оператора северо-запада. Второй заключил альянс с «Альфа-Групп». Теперь они готовы инвестировать в провинциальные сети сравнимые по величине суммы.

По словам вице-президента МТС Алексея Буянова, компания уже получила лицензии на мобильную связь в 43 областях с населением в 80 млн (в середине июня у МТС было 1,77 млн абонентов, из них 190 тыс. -- в регионах). Особые надежды МТС связывает с захватом свободного от «Би Лайна» северо-запада России (население -- 13,4 млн).

«Оператор, заявляющий национальные амбиции, не может не присутствовать на втором по величине рынке страны», -- сказал на минувшей неделе г-н Буянов. После приобретения питерской компании «Телеком XXI» МТС собирается к концу года запустить сеть на северо-западе, вложив только в нее 170 млн долл.

Сейчас там безраздельно правит «Северо-Западный GSM», владеющий 70% рынка. Однако, по словам г-на Буянова, к 2005 году МТС намеревается заполучить 30--40% абонентов северо-запада, привлекая самую высокодоходную клиентуру более выгодными условиями роуминга.

Согласно пресс-релизу «Вымпелкома», на начало июня у компании насчитывалось 1,114 млн абонентов (90 тыс. в регионах). Исполнительный директор «Вымпелкома» Джо Лундер объясняет вытеснение компании на второе место (чуть более года назад она была лидером рынка) сокращением в прошлом году рекламного бюджета, а также тем, что лицензию на работу в диапазоне GSM в Москве они получили намного позже конкурента. Кроме того, в 2000 году «Вымпелком» поиздержался на развертывании новой сети. Деньги на развитие региональной сети компании принесло лишь объявленное меньше месяца назад стратегическое партнерство с «Альфа-Групп», которое позволяет инвестировать в региональные программы примерно 220 млн долл. У «Вымпелкома» уже есть лицензии на GSM-связь в областях России с общим населением около 100 млн человек, отметил г-н Лундер.

По данным старшего аналитика компании «Объединенная финансовая группа» Ари Крела, в 2000 году развитие мобильной GSM-связи России опережало другие стандарты в 2--2,5 раза. Сегодня охват сотовой связью в Москве и области самый высокий по стране (13% против 3% в среднем по России). На московском рынке сотовой связи лидирует МТС (56,3% рынка), следом идет «Би Лайн» (40,3%), оставшиеся 3,6% рынка приходятся на долю других операторов (торговые марки МСС и «Сонет»).

Разворачиваясь в регионах, москвичи не забывают, что на столичном рынке вот-вот появится третий GSM-оператор -- Sonic Duo. Однако они не опасаются ценовой войны в «тылу». Джо Лундер из «Вымпелкома» считает, что после запуска Sonic Duo цены на мобильную связь в Москве почти не изменятся: «Они и так уже установились на уровне европейских».

Поэтому оба лидера делают ставку на улучшение качества сети и запуск дополнительных услуг, связанных с передачей данных. «Би Лайн» до конца июня собирается начать коммерческую эксплуатацию услуг пакетной передачи данных (GPRS). Число же разных сервисов на основе SMS (коротких текстовых сообщений) уже перевалило за 500. На конец 2002 года «Вымпелком» будет получать 10% прибыли от предоставления дополнительных услуг, заявил г-н Лундер.

По словам Алексея Буянова из МТС, услуги SMS уже в первом квартале принесли компании доход 1,2 млн долл. Тестовый запуск сети GPRS МТС осуществил еще в августе прошлого года.

Роман ДОРОХОВ