Время новостей
     N°109, 25 июня 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.06.2001
Исправиться до осени
Россия снова в «черном списке» отмывателей
Усилий российского правительства по принятию закона об отмывании денег не хватило для удовлетворительной оценки от мирового сообщества. В пятницу в Париже международная рабочая группа по противодействию отмыванию незаконных доходов (Financial Action Task Force on Money Laundering) опубликовала очередной ежегодный доклад, включающий «черный список» стран, не соответствующих стандартам FATF. По сравнению с прошлогодним решением из списка исключены Лихтенштейн, Багамские и Каймановы острова и Панама, зато добавлены Венгрия, Гватемала, Египет, Мьянма и Нигерия.

Россия, впервые попавшая в этот список в прошлом году, не только сохранила «членство», но и получила от FATF контрольный срок для принятия мер -- 30 сентября. Если к этому времени ситуация не изменится, группа обещает применить санкции -- рекомендации западным финансовым институтам предъявлять к российским клиентам более жесткие требования о раскрытии информации о происхождении средств. Аналогичное решение принято в отношении Филиппин и Науру. «Успех российских усилий зависит от поддержки борьбы с отмыванием денег на высоком уровне, четко определенных полномочий органов, занимающихся борьбой с этим явлением, а также адекватных ресурсов для этих органов», -- говорится в докладе.

Спецпредставитель российского президента по связям со странами «большой семерки» Андрей Илларионов, которого газета «Время новостей» попросила прокомментировать итоги сессии FATF, не видит в ее решении ничего удивительного: «Нанесен очередной удар по репутации России. Но винить в этом, кроме себя, нам некого. С 1998 года нас предупреждали, что мы попадем в «черный список». Такие предупреждения FATF высказывала много раз и в рамках двусторонних консультаций, и в рамках общения в формате «восьмерки», и по линии переговоров с МВФ. Два года вообще ничего не делалось, и в 2000 году мы было попали в «черный список». Но и после этого потребовалось много напоминаний, чтобы правительство наконец начало осуществлять конкретные меры. В апреле в Думу был внесен основополагающий законопроект о противодействии отмыванию денег, который к сегодняшнему дню со скрипом прошел лишь первое чтение. Поскольку к заседанию FATF меры не были выполнены, Россия осталась в списке. Но отсрочка санкций до 30 сентября, которая дает возможность принять закон если не в ходе нынешней сессии Думы, то хотя бы в начале осенней, -- это с моей точки зрения со стороны FATF шаг навстречу России, поскольку санкции могли бы быть введены и с 22 июня».

Деятельность FATF -- рабочей группы, созданной в 1989 году странами -- членами Организации экономического сотрудничества и развития, пока не имеет однозначной поддержки в мировом сообществе. На апрельской сессии МВФ и Всемирного банка в Вашингтоне обсуждалось предложение стран «семерки» признать рекомендации FATF в качестве международных стандартов. Решено дополнительно изучить вопрос и дипломатично отмечено, что стиль деятельности рабочей группы не соответствует духу сотрудничества, на котором строится работа международных финансовых организаций. Вице-премьер Алексей Кудрин тогда выразил позицию, которую поддержали многие развивающиеся страны: «Мы возражаем более всего против процедур FATF. Мы убеждены, что в публикации «черных списков» отразилась политика конфронтации, а угрозы применения санкций абсолютно неприменимы в контексте международного сотрудничества».

Однако, как считает г-н Илларионов, рассчитывать на методологические противоречия бессмысленно: «Главная интрига кроется не в отношении развивающихся стран к FATF, а в том, что ее принципы противоречат убеждениям новой администрации США. FATF была создана странами ОЭСР, когда в подавляющем большинстве из них к власти пришли социалисты. Борьба с отмыванием денег и налоговыми гаванями отражает идеологию социалистов на устранение конкуренции. Тем не менее нормы FATF стали общепринятыми, и находиться в ее «черном списке» неприятно для любой страны. Но спорить по поводу идеологии можно, если ты удовлетворяешь критериям FATF. Иначе дискуссии воспринимаются как неспособность проводить ответственную политику».

Андрей ДЕНИСОВ