|
|
N°197, 27 октября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Лесные братья
Премьер-министры России и Финляндии углубились в экономические дебри
«Древесина -- королевский материал» -- буквально под таким девизом прошел в Хельсинки второй российско-финский саммит (первый состоялся в Москве два года назад). Премьеры двух стран Михаил Фрадков и Матти Ванханен своим участием во встрече стремились показать, что лес если и не все в наших взаимоотношениях, то точно главное.
Однако выступления глав правительств России и Финляндии оказались совсем не формальными. Выяснилось, что стороны, сотрудничая в лесной сфере, не всегда довольны друг другом. В идеале главы правительств хотели бы видеть себя равными партнерами, а на практике пока получается, что наши страны -- конкуренты на лесном рынке. Причем каждый побаивается каждого.
Выступая на саммите, финский премьер неподдельно изумлялся отсутствию дорог со стороны России в приграничной лесной зоне. «Взгляд на карту произвел на меня впечатление», -- заметил он. Г-н Ванханен также выказал опасение, что в среде российских лесопромышленников очень распространено убеждение, что следует перерабатывать всю добытую древесину внутри страны. «Экспорт сырья тоже приносит прибыль», -- напомнил финский премьер.
Менее дипломатично обозначил проблему выступивший на саммите президент АО «Стора Энсо» Юкка Хярмяля. Он заявил, что в Финляндии бытует мнение: «Инвестиции в Россию сократят инвестиции в Финляндию и, соответственно, снизят занятость финской рабочей силы». Кроме того, финны боятся, что если русские начнут перерабатывать лес сами, то финские предприятия будут простаивать.
Российский премьер, подчеркнув, что «следует избегать ненужной взаимной конкуренции», все же не спешил заверять партнеров в том, что все должно идти по-прежнему. «Нам необходимо двигаться от традиционной купли-продажи сырья к более глубокому сотрудничеству», -- отметил Михаил Фрадков. Сегодня же дисбаланс между экспортом российского леса и импортом финской лесобумажной продукции слишком велик (одна тонна экспорта сырья стоит 40 долл., а импорта готовой продукции -- 500 долларов).
Г-н Фрадков без лукавства заявил о намерениях снижать долю экспорта необработанной древесины. Что же касается взаимовыгодного сотрудничества, то его, по мнению премьера, стоит искать в создании совместных предприятий. Финских инвесторов российский премьер заманивал на российскую землю и с помощью популяризации нового Лесного кодекса. Рассказав о рыночном характере документа (аренда лесных участков на 99 лет, аукционы, залоги и проч.), премьер вынужден был признать, что накануне внесения в Думу из этого документа исчезла такая важная норма, как частная собственность на землю. «На сегодняшнем этапе считаю, что целесообразнее длительная аренда», -- заявил российский премьер. Чем, очевидно, несильно порадовал финских инвесторов. Хотя тут же немного исправил ситуацию, сообщив, что ему не по душе введение заградительной пошлины на вывоз кругляка. «Это самый легкий путь», -- резюмировал г-н Фрадков.
А еще российский премьер обещал внимательно следить за незаконной вырубкой леса. При этом он обратил внимание финских коллег на то, что западные оценки данного бедствия в России сильно преувеличены. По сведениям российских правоохранительных органов, у нас воровским образом рубят не 20% леса, а всего-то пять.
Вера КУЗНЕЦОВА, Хельсинки