|
|
N°197, 27 октября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«О чем бы вы писали, если б мы не нарушали»
Завершился второй всероссийский конкурс журналистских работ «Произвол в законе»
В годовщину ареста Михаила Ходорковского завершился второй всероссийский конкурс журналистских работ о нарушениях прав человека «Произвол в законе», учредителем которого выступили РОО «Открытая Россия», АНО «Интерньюс», «Опора России» и фонд «Общественный вердикт». Возглавил жюри адвокат Михаила Ходорковского Юрий Шмидт. На конкурс было прислано более 200 работ, примерно половина из которых была допущена к участию. Церемонию награждения вела тележурналистка Марианна Максимовская.
В целом из мероприятия можно сделать два вывода. Вывод первый. Свобода слова в России есть, только она сместилась с телеэкранов на страницы газет, причем вовсе не только крупных, московских, но и широко охватив местную прессу: большинство победителей конкурса -- журналисты областных и городских газет. Второй вывод такой: самый лучший юмор в России рождается от запретов. И лучше всего в России смеется тот, кто полагает, что смеется в последний раз.
Российские передовики юмористического цеха превзошли сами себя. Хитом церемонии был мультфильм из серии «Красная стрела», снятый специально к конкурсу, «для своих». Тема -- Хрюн Моржов и Степан Капуста едут из Петербурга в Москву на конкурс «Произвол в России». «Это второй конкурс?» -- спрашивает Хрюн Степана. «Второй и последний». -- «Почему?» -- «А ты разве не слышал? Среди учредителей «Открытая Россия»! Это же ЮКОС!» По пути персонажи из популярного мультфильма решают, что едут не в «открытую», а в «закрытую Россию».
После этой прелюдии все самое интересное и началось. В поезде Хрюн и Степан встречаются с метафорическими героями журналистских публикаций -- нарушителями прав человека, одетыми в милицейскую форму, которые так и сыплют перлами, вполне пригодными, чтобы войти в пословицы и поговорки. «Мы права человека не нарушаем, мы их зачитываем», «Мы их соблюдаем! Вернее, учимся. Вот свинцовые пули заменили на резиновые, а резиновые дубинки -- на свинцовые». Заканчивается пассаж мудрым, хоть и циничным выводом: «О чем бы вы писали, если б мы не нарушали!»
Не успели борцы за свободное слово отсмеяться, как Хрюн со Степаном нанесли ряд дополнительных сокрушительных ударов по политическому лицу нового персонажа -- пожизненного президента Белоруссии Александра Лукашенко -- с репликами: «Построить капитализм с человеческим лицом не удалось, поэтому построили капитализм с испуганным лицом», «Я вообще считаю, что тех, кто нарушает права человека, надо сажать в тюрьму без суда и следствия». Особым взрывом хохота была встречена идея анимационного Лукашенко учредить ряд новых орденов, например «За заслуги перед отечеством некоторой степени», «За заслуги перед отечеством, совершенные группой лиц по предварительному сговору» и так далее.
Чтобы собравшиеся могли отдышаться от приступов смеха, Хрюн и Степан делали паузы, которые заполнялись именами победителей. Понятно, что к моменту награждения победителей публика была не просто разогрета -- раскалена. И тогда перед собравшимися выступил председатель жюри Юрий Шмидт. Марианна Максимовская охарактеризовала его как адвоката, «к которому обращаются люди, желающие отстоять свою невиновность, а не договориться с властью». «Я приехал прямо из суда, -- сказал г-н Шмидт. -- Михаил Борисович просил от его имени поздравить всех лауреатов и пожелать им оставаться такими же смелыми».
Гран-при конкурса -- двухнедельную стажировку в польской газете «Выборча», известной своими заслугами в области защиты прав человека, -- получила Нина Агаева («Махачкалинские известия»). Сейчас победительница переехала в Казань, и это не сулит спокойной жизни местным зажимщикам прав человека. Нина Агаева уже нашла новую тему для журналистского расследования. «По приказу министерства внутренних дел Татарстана все люди, приезжающие с Кавказа, обязаны проходить массу проверок, в том числе сдавать отпечатки пальцев», -- рассказала победительница и пообещала бороться с этим порядком в меру своих возможностей. Даже дойти до суда.
В номинации «Нарушения прав личности» победила Татьяна Романенко из Владивостока (газета «Арсеньевские вести»). В номинации «Нарушения политических прав граждан» победу одержал Олег Кашин из «Коммерсанта» за статью «ФСО сохранила свое лицо» о том, как федеральные стражи порядка избивали демонстрантов и журналистов, включая самого автора статьи.
В номинации «Нарушения социально-экономических прав граждан» победу присудили Валерии Альбиной из Ижевска за статью в «АиФ Удмуртии». Все трое победителей получили в подарок ноутбуки. Специальный приз от фонда «Общественный вердикт» получил Вячеслав Дюндин из Орска.
Вообще-то по правилам конкурса призы должны присуждаться журналистам из всех видов средств массовой информации, однако Марианна Максимовская под понимающий гул в зале сообщила, что представителям радио и телевидения первое место ни в одной номинации не присуждено. Потому как не за что.
Кроме того, специальные призы -- цифровые диктофоны и фотоаппараты, накопители информации для компьютера -- получили Галина Кушнарева из Владивостока, Виталий Черкасов из Читы, Анастасия Бакурина из Красноярска, Андрей Ореховский из Кемерова, Сергей Петрунин из Москвы, Гюзель Ибрагимова из Уфы, Александр Коцеруба из Москвы, Анатолий Романько из Краснодара. Такая у нас сегодня политическая карта гласности.
Но самые оригинальные призы для борцов против произвола в законе принес главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов. Такого еще не было нигде и никогда. Г-н Муратов вручил также Галине Кушнаревой и Анастасии Бакуриной в качестве призов специальные приборы, позволяющие проверять помещение на наличие подслушивающих устройств.
Эти призы пошли на ура. В журналистских рядах росло недовольство: знай они о том, что будет «на кону», так смело раздраконили бы каких-нибудь оборотней. После Хрюна и Степана всем хотелось шутить и почему-то верилось, что все эти шутки еще ненаказуемы.
Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА