|
|
N°196, 26 октября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Опасные связи
Президент Батдыев платить за зятя не будет
Пять миллионов рублей, объявленные президентом КЧР Мустафой Батдыевым в награду за информацию о местонахождении своего зятя Али Каитова, которого подозревают в убийстве семерых человек, в итоге не достались никому. Вчера утром в Черкесске Каитов сам явился в местное управление ФСБ со своими адвокатами. Как сообщили УФСБ, ему оформили явку с повинной и через несколько часов молодой человек, из-за которого в республике едва не случился переворот, был передан следственной группе генпрокуратуры.
Весть о задержании Каитова мгновенно облетела весь Черкесск, и к полудню у Дома правительства вновь, как и в конце прошлой недели, собрался митинг. Около тысячи родственников и друзей семи пропавших местных жителей, в организации убийства которых и подозревается Каитов, требовали отставки всех руководителей силовых ведомств республики и самого президента Батдыева. К собравшимся вышел министр внутренних дел Карачаево-Черкесии Александр Обухов и официально подтвердил собравшимся, что гендиректор АО «Кавказ-цемент» Каитов задержан. Однако никаких подробностей о расследовании этого дела он больше не сообщил. Митингующих это не устроило, и они оставались у Дома правительства вчера до позднего вечера. При этом лозунги «Верните нам наших детей» чередовались с призывами об отставке правительства.
Вчера же стало известно о задержании в Ставрополе еще одного -- уже девятого подозреваемого по делу об исчезновении семерых жителей республики. Им оказался начальника службы охраны АО «Кавказ-цемент» Дмитрий Давыдов. Всего же следователи генпрокуратуры подозревают в причастности к этому убийству 13 человек, четверо из которых пока разыскиваются.
Между тем тела самих семи пропавших жителей КЧР вчера по-прежнему найти не удалось. Полномочный представитель президента в Южном федеральном округе Дмитрий Козак на встрече с родственниками пропавших людей заверил, что следственной группой «достигнуты значительные результаты» и преступники не уйдут от наказания. По словам полпреда, Каитов уже начал давать показания и сознался в совершении инкриминируемого ему преступления, но где находятся тела убитых, он не знает. «Результаты расследования будут публичными, прозрачными, будут доведены до населения», -- заявил г-н Козак, за последние дни фактически спасший если не от самосуда, то как минимум от отставки президента КЧР.
Семеро молодых мужчин из уважаемых в республике семей -- депутат Народного собрания КЧР Расул Богатырев, Магомед Байчоров, Руслан и Магомед Узденовы, Замир Хапаев, Шамиль Кубанов и Роберт Герюгов -- пропали в ночь на 11 октября на окраине Черкесска в районе кемпинга «Зеленый остров» (там расположен и коттедж Каитова). Той же ночью там была слышна ожесточенная автоматная стрельба. На место происшествия выезжали несколько опергрупп, которые сообщили, что никаких следов преступления не обнаружили. Возмущенные явным враньем родственники пропавших тогда объединились и силой прорвались к коттеджу Каитова, где нашли следы пуль, крови и борьбы. После этого в Черкесске начались стихийные митинги, в прошлый четверг закончившиеся захватом Дома правительства КЧР. В результате в Черкесск срочно прибыли следователи генпрокуратуры и г-н Козак, усилиями которых дело, наконец, сдвинулось с мертвой точки. При этом помимо расследования собственно убийства генпрокуратурой было возбуждено еще и уголовное дело о халатности против трех сотрудников МВД КЧР.
Правда, из-за чего же собственно произошла вся эта история, вчера по-прежнему ясно не было. По версии родственников пропавших людей, Расул Богатырев и шесть его спутников стали жертвами передела власти на Черкесском химическом производственном объединении, акционерами которого они якобы являлись. Но представители генпрокуратуры вчера на этот счет высказывались по-прежнему туманно. Следует отметить, что все последние дни никто -- ни в самой республике, ни за ее пределами -- не решался официально комментировать эти события. И только вчера депутат местного парламента Ислам Крымшамхалов дал первую оценку происходящему. По его мнению, кризис в республике «совершенно не имеет под собой ни национальной, ни тем более религиозной подоплеки», а стал «результатом роста коррупции и неспособности властных структур справиться с преступностью».
Константин ФИЛАТОВ