|
|
N°196, 26 октября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
За гранью терпения
Налоговики намерены активнее банкротить предприятия
Принудительной сменой менеджеров и собственников грозят налоговики предприятиям-должникам. Как заявил вчера глава управления урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства Федеральной налоговой службы (ФНС) Сергей Хурсевич, государство должно активизировать работу по инициированию процедур банкротства. А если оздоровить предприятие не получилось, не допускать, чтобы на развалинах предприятия-банкрота продолжали хозяйничать прежние собственники и менеджеры.
Новые банкротные полномочия фискалы получили полгода назад после упразднения Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротствам (ФСФО). Правда, за эти полгода налоговики так и не сформулировали внятную концепцию своей работы в новом обличье. Глава налоговой службы ни разу лично не высказался даже по поводу громких дел крупнейших налогоплательщиков. Теперь, наконец, судя по словам г-на Хурсевича, примерный контур концепции "банкротной" работы у налоговиков появился. Как сказал глава банкротного управления на всероссийском семинаре по реализации налоговыми органами функций по представлению интересов государства в делах о банкротстве, «государство практически вышло из инициирования процедур банкротства, сейчас нам нужно это исправлять».
По мнению фискалов, иерархия банкротных действий с точки зрения «полезности» для государства будет выглядеть следующим образом. В первую очередь, как стараются доказать налоговики, доведение предприятий до банкротства -- не главная цель работы с должниками. «Первая наша задача -- получить финансово здорового налогоплательщика, и лишь вторая -- погасить накопленную задолженность, но, к сожалению, анализ деятельности налоговых органов показывает, что мы сосредоточились на второй цели, зачастую забывая о первой», -- сказал г-н Хурсевич. Гораздо выгоднее для бюджета, по мнению налоговиков, такая добанкротная мера, как взыскание задолженности за счет имущества предприятий, в частности ценных бумаг и ликвидных имущественных комплексов. Формулировка звучит угрожающе. Особенно в свете прошедших летом-осенью дел о взыскании задолженности с крупных плательщиков.
Но еще более зловеще выглядит заявление г-на Хурсевича о том, что в процедуре банкротства фискалы будут настаивать на смене собственников предприятий. Если финансовое оздоровление предприятия не удалось, следующей задачей налоговых органов должна стать смена неэффективных менеджеров и собственников. "Пока зачастую наблюдается обратная картина: на развалинах предприятия-банкрота продолжают хозяйничать прежние собственники и менеджеры", -- сказал руководитель управления. По-своему налоговики правы: преднамеренные банкротства довольно активно используются в корпоративных войнах. Однако налоговикам придется еще крепко подумать, какими нормами закона будут обосновываться действия по смене собственника. Директора -- наемные менеджеры, действительно легко могут быть лишены работы за доведение предприятия до плачевного положения. Но чтобы лишить собственника его прав, нужны очень веские доводы со стороны банкротного ведомства. Иначе любой процесс по банкротству будет превращаться в политический.
Довольно странным выглядит и намерение налоговиков контролировать конкурсных управляющих. Действительно, конкурсные управляющие часто используют процедуру конкурсного производства для продолжения функционирования предприятия в производственном режиме и уклонения от обязательных платежей. Но, как ни странно, на это они имеют полное право. Ведь законодательство о банкротстве ограничивает права налоговых органов по взысканию долгов на период конкурсного производства. Каким образом налоговики будут с этим бороться, пока непонятно.
Лишь в самых крайних случаях, как заверяют фискалы, налоговая инспекция будет привлекать к процессу силовые структуры -- милицию по экономическим и налоговым преступлениям или прокуратуру. Теоретически с помощью правоохранительных органов налоговики смогут возбуждать уголовные дела и применять меры административной ответственности в отношении и руководителей предприятий, и управляющих. Другое дело, неизвестно, кто будет определять своим субъективным решением грань терпения: какое предприятие нужно «оздоравливать», а к какому применять санкции.
Ирина СКЛЯРОВА