|
|
N°196, 26 октября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Легенда о крепком хозяйственнике
Новый губернатор будет гибридом сити-менеджера и секретаря обкома партии
В пятницу Государственная дума рассмотрит в первом чтении новый президентский законопроект, предусматривающий изменение порядка выборности губернаторов. Общественная дискуссия по этому вопросу пока ограничивалась положительными отзывами самих губернаторов и некоторыми пояснениями чиновников администрации президента. В понедельник на «круглом столе» "Новая политическая реальность" политологи решили подключиться к процессу и уяснить, кто выиграет от формирования новой системы власти.
Для начала аналитики попытались определиться, кем же были главы регионов все эти годы до последней реформы. И не смогли. Деление на крепких хозяйственников и политических деятелей экспертам показалось натянутым и не соответствующим, с одной стороны, первоначальным целям института губернаторов, а с другой -- реальным их функциям.
Для директора Центра политической конъюнктуры Константина Симонова «образ губернатора-хозяйственника не более чем политический миф, имеющий слабое отношение к реальности». По мнению г-на Симонова, «сейчас не идет речи о возвращении к этому типу хозяйственника -- проект экономической модернизации, заявленный Владимиром Путиным во время президентской кампании 2004 года, нуждается в эффективных управленческих механизмах». А «губернаторов-популистов» могут позволить себе только богатые страны, и Россия не из их числа, считает директор ЦПК: «Главы регионов теперь должны стать профессиональными менеджерами».
По мнению заместителя генерального директора ЗАО «Ренова» Олега Алексеева, назначение губернаторов, скорее, поможет решению этой задачи. «Оздоровление экономической ситуации в регионах невозможно без принятия серьезных антикризисных мер, -- заметил он. -- Однако желаемый результат достижим лишь в том случае, если назначаемые губернаторы не будут вести себя как бизнесмены, которые пришли в регион, чтобы сколотить очередной миллиард и всю оставшуюся жизнь заниматься его легализацией».
Ведущий аналитик рейтингового агентства Standart&Poor's Павел Кочанов согласился с тем, что для решения экономических проблем регионов нужны опытные управленцы, но засомневался, что именно эту задачу решит предложенная президентом схема избрания губернаторов. «Назначаемые главы регионов будут чиновниками, а не «сити-менеджерами», -- считает г-н Кочанов. -- В выстраиваемой системе, которую мы называем вертикалью власти, менеджерам -- людям, привыкшим брать на себя ответственность за принятие нетривиальных решений, -- ужиться трудно».
Руководитель Центра стратегических исследований в Приволжском федеральном округе Вячеслав Глазычев определил идеал губернатора как «главу канцелярии», человека, обеспечивающего в регионе хороший климат для решения хозяйственных задач. А руководство хозяйством -- дело не губернаторское, хотя главы регионов им последние годы активно занимались. С этой точки зрения назначать предложенным образом губернаторов можно.
Неуверенность коллег в идеальности модели назначения губернаторов Константина Симонова несколько смутила: «Если мы имеем выборных губернаторов, которые чувствуют себя экономически независимыми, никакая федеральная программа не пойдет!» После чего выяснилось, что президент не борется с терроризмом, а пытается реализовать заявленные экономические проекты. И это ему пока не удается. По словам директора Центра политической конъюнктуры, потому что «нельзя заставить людей работать при избираемом губернаторе».
Эксперт фонда экономических исследований «Центр развития» Валерий Миронов спросил у коллег, откуда же появится, например, новый президент, если региональных лидеров полностью лишить политической нагрузки. «Именно из числа губернаторов, прошедших региональную школу, должны рекрутироваться кандидаты в президенты страны», -- заявил Валерий Миронов.
Оценивая губернаторское будущее, директор Института региональных проблем Максим Дианов предположил, что главы регионов «как не были подлинными хозяйственниками, так и не будут ими», а, скорее всего, «станут походить на секретарей обкомов, решающих организационные вопросы и расставляющих кадры на местах». По крайней мере так их будут воспринимать местные элиты. И самыми успешными политиками, по мнению г-на Дианова, станут лоббисты региональных интересов в федеральном центре.
Перспективы повышения инвестиционной привлекательности регионов после принятия нового закона у политологов вызвали менее определенные ассоциации. С одной стороны, для «внешнего» бизнеса главное, чтобы региональная власть эффективно работала независимо от способа формирования. А эффективность эта вызывает сомнения и на федеральном уровне. По словам Павла Кочанова, в России даже федеральный центр иногда не ставит задачи платить по обязательствам вовремя. С другой стороны, не исключено, что скоро у бизнеса появится возможность пожаловаться на строптивого местного чиновника в Москву. Правда, по мнению Валерия Миронова, никакие реформы нельзя начинать до того, как будет полностью урегулирован вопрос с правом собственности, гарантирующий устойчивость бизнесу.
Успокоил коллег Максим Дианов, предположивший, что если новый порядок отношений центра и регионов и будет сформирован, то просуществует недолго: «У нас дольше трех-пяти лет ничего не существует. Скоро мы снова захотим «улучшить систему».
Дарья ГУСЕВА