|
|
N°196, 26 октября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Наконец-то доехали
В Бразилии завершился самый скучный сезон "Формулы-1"
Последняя гонка чемпионата 2004 года, хотя и получилась захватывающей, по большому счету никакого турнирного значения не имела. На распределение мест как в личном зачете, так и в Кубке конструкторов ее результат не повлиял: статус-кво, который установился до гонки, нарушен не был. Гран-при Бразилии носил характер скорее символический, возможно, предопределяющий развитие «Формулы-1» в будущем.
Первая победа в сезоне Хуана-Пабло Монтойи в его последней гонке за рулем «Уильямс», конечно, полна скрытого символизма. Ведь выиграл колумбиец в жесткой борьбе со своим будущим напарником по «Макларену» Кими Райкконеном. При этом вся вторая половина дистанции превратилась в индивидуальную гонку двух пилотов.
Дождь, прошедший за час до старта, лишил Рубенса Баррикелло шансов на победу: на влажном асфальте скоростные качества промежуточных шин «Бриджстоун» уступали резине «Мишлен», на которых ехали все основные соперники «Феррари». Третье место после старта с поула не обрадовало бразильца. По крайней мере Рубиньо удалось избежать участи печального символа в истории Интерлагоса -- до сих пор на этом автодроме он лишь раз добрался до финиша в 1994 году. Интересно, что трем призерам «Гран-при Бразилии» специалисты отдают предпочтение, когда речь заходит о будущем чемпионе мира. Впрочем, все прогнозы даются с оговоркой: «Если из «Формулы» уйдет Михаэль Шумахер».
Еще одна знаковая группа из четырех представителей различных команд -- «Рено» (Фернандо Алонсо), «Уильямс» (Ральф Шумахер), БАР (Такумо Сато) и «Феррари» (Михаэль Шумахер) -- финишировала вслед за тройкой призеров. Это -- разумеется, кроме Шумахера-старшего, -- второй эшелон «Больших призов» как среди команд, так и по именам гонщиков. Французская команда уже показала свой потенциал, но странный провал в середине сезона не позволил «Рено» занять даже второе место в Кубке конструкторов. Может быть, причиной стал внутрикомандный конфликт, завершившийся увольнением Ярно Трулли. Джанкарло Физикелла, который станет новым партнером Фернандо Алонсо, имеет репутацию более стабильного гонщика, чем его предшественник, хотя статистические показатели двух итальянцев практически одинаковы. Что даст эта рокировка французской «конюшне», покажет будущее.
Зато «БАР-Хонда», напротив, сохранила обоих своих пилотов. Правда, одного со скандалом, а другого -- вследствие этого же скандала. Дженсон Баттон, которому решением суда запрещен переход в «Уильямс», сжег мотор уже в начале дистанции. Не было ли это знаком руководству команды о том, что «из-под палки» работать англичанин не намерен. Тогда одному из самых перспективных молодых гонщиков придется провести год вне «Формулы». Такое развитие событий будет иметь множество печальных последствий как для самого Баттона, так и для команды. Простой еще никому не шел на пользу, а найти достойную замену на роль ведущего пилота сейчас не так просто -- Такумо Сато, несмотря на свой очевидный прогресс, пока не готов к роли лидера в команде, претендующей на высокие места.
Но, если для БАРа эти проблемы пока находятся в области предположений, то «Уильямс» уже столкнулся с ними. Зависший переход Баттона оставил команду с одним подписанным гонщиком, к тому же Марку Уэбберу еще многому нужно научиться, чтобы стать действительно топ-пилотом. Очень важно, чтобы в этот период с ним оказался достаточно опытный партнер. Поэтому Фрэнк Уильямс, из всех предложенных на выбор кандидатур, скорее всего, выберет проверенного бойца. Например, Дэвида Култхарда, который когда-то дебютировал в «Формуле-1» в составе команды из Гроува. Оставшись без контракта, шотландец не будет очень привередливым в финансовых вопросах, что для Железного Фрэнка очень важно. Именно непомерный денежный аппетит Ральфа Шумахера заставил Уильямса отказаться от его услуг.
Младший брат чемпиона мира быстро нашел утешение в «Тойоте», где счет деньгам ведется не столь строгий. Правда, это именно тот случай, когда деньги решают далеко не все. Огромный бюджет японцев позволил им бороться разве что с «Минарди» и «Джорданом», и даже более скромный «Ягуар» сумел опередить «Тойоту» в чемпионате.
Впрочем, это слабое утешение для англичан. Потеряв поддержку «Форда», команда прекратит свое существование, если не найдутся желающие купить ее. Или не изменится сама «Формула». Угроза, нависшая над несколькими маленькими командами, заставила признать всех -- так дальше жить нельзя. За каких-то десять лет этот вид гонок превратился из королевы автоспорта в автоспорт королей. Поистине только короли -- нефтяные, финансовые, промышленные -- могут содержать собственную команду. Но даже эти отнюдь небедные люди уже задумываются о снижении своих затрат.
Гран-при Бразилии предоставил отличную возможность в последний раз руководителям команд собраться для обсуждения выхода из кризиса. Пол Стоддарт, шеф «Минарди», выдвинул свой план, о деталях которого, правда, известно немногое: это значительное сокращение тестовых программ, персонала команд, запрет на изменения регламента. Предложенные Стоддартом меры позволят не только существенно снизить расходы команд, но даже сохранить в календаре уже отмененный из-за финансовых трудностей Гран-при Великобритании. Показательно, что единственной командой, чьи представители отсутствовали на этом совещании, оказалась «Феррари». Итальянцам вряд ли понравится перспектива в скором времени оказаться на одном уровне с нынешними аутсайдерами. Сумеют ли уговорить Скудерию сесть на жесткую финансовую диету или нет -- от этого теперь зависит, каким путем пойдет развитие «Формулы-1». И это тоже символично -- команда, вчера стоявшая у колыбели «Больших призов», сегодня может похоронить «Формулу».
Чемпионат мира в классе «Формула-1». Итоговое положение (по сумме 19 этапов). Личный зачет. 1. М. Шумахер («Феррари») -- 148 очков. 2. Баррикелло («Феррари») -- 108. 3. Баттон (БАР) -- 785. 4. Алонсо («Рено») -- 59. 5. Монтойя («Уильямс») -- 58. 6. Трулли («Рено») -- 46. 7. Райкконен («Макларен») -- 45. 8. Сато (БАР) -- 34. 9--10. Р. Шумахер («Уильямс»), Култхард («Макларен») -- по 24. Кубок конструкторов. 1. «Феррари» -- 262. 2. БАР -- 119. 3. «Рено» -- 105. 4. «Уильямс» -- 88. 5. «Макларен» -- 69.
Дмитрий СИТНИК