|
|
N°123, 12 сентября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Северсталь» проиграла битву за котлы
Менеджеры «Красного котельщика» прибегли к помощи «Тагмета»
Таганрогский металлургический завод («Тагмет») приобрел 20% акций другого крупного промышленного предприятия Таганрога -- «Красного котельщика». Покупку «Тагмет» совершил по договоренности с менеджерами котлостроительного завода, которые таким образом решили помешать приобрести контрольный пакет акций завода претендовавшей на него череповецкой «Северстали» (газета "Время новостей" рассказывала о борьбе за "Котельщик" 11 августа).
У «Красного котельщика» до последнего времени не было консолидированного собственника: еще два месяца назад капитал завода был размыт настолько, что самому крупному акционеру «Красного котельщика» принадлежало не более 9% акций. Хотя котлостроительный завод сейчас загружен лишь на 20%, прошлый год он закончил с прибылью в 223,5 млн рублей. К тому же, как утверждает начальник экономического управления завода Николай Кобец, российская энергетика стоит на пороге грандиозного технического перевооружения. Спрос на котлы для электростанций, которые в России кроме «Красного котельщика» никто не выпускает, может вырасти. Помимо российского рынка у «Котельщика» неплохие перспективы в Китае, Иране, Ираке.
Неудивительно, что таганрогским заводом заинтересовалась «Северсталь», которая, как считают в Таганроге, хотела бы с помощью «Красного котельщика» выстроить особые взаимоотношения с РАО «ЕЭС России»: в обмен на котлы для электростанций на льготных условиях получать электроэнергию для своих металлургических мощностей.
Попытку скупить контрольный пакет акций «Красного котельщика» череповецкие металлурги предприняли в августе, после того как менеджеры «Красного котельщика» отказались добровольно «сдать» предприятие. «Северсталь» хотела, чтобы котлостроительный завод провел дополнительную эмиссию акций в размере 80% от уставного капитала предприятия и целиком продал эти акции череповецким металлургам. Таким образом «Северсталь» стала бы собственником контрольного пакета «Красного котельщика» и начала инвестировать в его реконструкцию.
Но руководство «Красного котельщика», неоднократно выступавшее против прихода «Северстали» на завод, обратилось к дружественным предприятиям с предложением скупить у мелких акционеров контрольный пакет акций предприятия. На рынке, по разным оценкам, было от 35 до 40% акций, владельцы которых хотели бы их продать по более-менее высокой цене. Чтобы спастись от «Северстали», менеджерам «Котельщика» предстояло найти лояльного по отношению к ним покупателя примерно на половину этих акций. Таким покупателем и стал Таганрогский металлургический завод, который по итогам полугодия заработал более 700 млн рублей прибыли и вполне мог позволить себе такую покупку.
Между «Тагметом» и «Котельщиком» был подписан договор о стратегическом партнерстве. По этому договору руководство «Красного котельщика» оказывает содействие «Тагмету» в приобретении 25% акций своего предприятия, а «Тагмет» взамен обязуется вложить несколько десятков миллионов рублей в реконструкцию котлостроительного завода. Сегодня дружественные менеджерам «Котельщика» предприятия уже владеют сообща контрольным пакетом «Красного котельщика», а значит, «Северстали» в Таганроге делать нечего.
Игорь Бураков, Таганрог